Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Безопасность на дороге. Сложные ситуации.

Безопасность на дороге. Сложные ситуации.

Разбор основных тем.

Комплексный подход.

Рекомендации по безопасности.

 

 

 

 

 

Посадка и высадка из общественного транспорта

Когда мы едем в троллейбусе, трамвае или автобусе, то становимся пассажирами транспортного средства, а значит, для нас существуют определенные правила. И начинаются они с остановки. Приучите ребенка не стоять на бордюре тротуара, держаться поодаль от проезжей части дороги. При входе нельзя толкаться, распихивать других людей, бежать к свободному месту и плюхаться на него вместо мамы или бабушки. Дошкольник уже должен понимать, что некрасиво сидеть, когда перед тобой стоит пожилой человек.

К выходу из общественного транспорта полагается готовиться заблаговременно. Следует поинтересоваться у стоящего впереди человека, не собирается ли он тоже выходить. Первыми из автобуса, троллейбуса, трамвая всегда выходят взрослые и принимают ребенка. Приучите своего юного пассажира соблюдать эти правила.

Направо и налево

Помните, что ребенок обучается безопасным правилам и навыкам в первую очередь не с ваших слов, а на вашем личном примере. Объясните, что при переходе нужно предварительно смотреть в обе стороны по очереди, потом в сторону, откуда едут представляющие опасность машины (при двустороннем движении до середины дороги - налево, потом - направо, а при одностороннем - в зависимости от установленного направления движения). Объясните разницу в опасности выхода из-за стоящей машины спереди и сзади: спереди не видна машина, следующая в том же направлении, а сзади - едущая в противоположном. Категорически запретите ребенку переходить дорогу непосредственно у автобуса, троллейбуса, особенно спереди, а у трамвая - сзади. В наши времена движение в городе настолько «опасное», что даже переходящие дорогу собаки смотрят по сторонам...

Правильная дорога домой или в детский сад

Развивайте зрительную память ребенка (где магазины, школа, детский сад, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения) и пространственные представления (близко, далеко, слева, справа, сзади).

Частенько опасность подстерегает уже у подъезда (и по двору ездят «гонщики»). Если обзор закрывает дерево, кустарник или стоящая у дома машина, научите осторожно выглядывать из-за препятствия, убеждаясь, что вблизи нет опасности. Обращайте внимание ребенка на другие потенциально опасные места, где нужно замедлять шаг, - например, подходя к углу или арке дома. Ребенок должен научиться видеть машину издали, замечать ее выезжающей из-за поворота, перекрестка, провожать ее глазами (это нужно, чтобы не попасть под прицеп!) и верно оценивать скорость. Вот такой детский «спецназ»!

Правила поведении в транспорте

Приучайте ребенка быть внимательным и собранным в поездках -а общественном и личном транспорте. Не позволяйте подходить к краю остановки или платформы метро, бегать по эскалатору или по салону автобуса (троллейбуса и т.д.). Внутри автобуса, троллейбуса, трамвая следует держаться за поручни. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Разговаривать надо негромко, чтобы не мешать другим. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам. Нельзя отвлекать водителя (даже если это папа), пытаться на ходу открывать двери, высовываться из окон. В машине следует пристегиваться, а совсем маленьких детей перевоз. з автокреслах. И при этом постарайтесь избегать назидательного тона з крайнем случае показательная история «из жизни»). В педагогике всегда предпочтительней не монолог, а познавательная беседа!

Велосипед - можно и нельзя

Спросите детей, где можно кататься на велосипедах, и обычный ответ: «По дороге». Нужно четко объяснить разницу между проезжей частью улицы, дорожками во дворе и тротуаром (нередко все это вместе и означает для ребенка дорогу), а также почему нельзя выезжать на проезжую часть. Детям до 14 лет можно кататься на велосипеде только во дворе, на детской площадке или в парке. Даже в современном дворе, запруженном стоящими, выезжающими и въезжающими машинами, кататься опасно. За стоящей машиной можно не заметить движущуюся. На тротуаре тоже нельзя ни кататься, ни играть. Прежде чем разрешить ребенку кататься на велосипеде, выберите безопасное для поездок место, начните замечать окружающую обстановку и считаться с другими участниками движения. Обязательно приобретите для ребенка светоотражатели и шлем.

Во дворе

На прогулке обойдите вместе с ребенком весь двор и обратите внимание на самые опасные места: арки, из которых может выехать машина, строительные площадки, люки, подвалы, чердаки. Важно не просто сказать: «Сюда ходить нельзя! Это опасно!» Нужно доходчиво объяснить, почему именно нельзя. Знак «Ремонтные работы» (обязательно покажите его ребенку) предупреждает о том, что можно упасть в яму, вырытую рабочими, или увязнуть ногами в незастывшем асфальте и обжечься. На крышку люка лучше не наступать, а если наступать, то только посередине, а не с краю. Тогда останется возможность, если он «заиграет» под ногой, отпрыгнуть на асфальт. Такая тактика преодоления колодцев, а также решеток, закрывающих паводковые сливы и другие подобные конструкции, должна стать привычкой, условным рефлексом, не требующим осмысления.

Сумерки и темноте

Самое опасное для пешехода время - вечер и ночь: в темноте водителю гораздо труднее его увидеть. Чтобы обезопасить ребенка, позаботьтесь о его внешнем виде - пусть маленького пешехода будет видно издалека. Постарайтесь одевать его в одежду ярких цветов - оранжевого, желтого или белого со специальными светоотражателями. Фликеры в виде значков или брелоков можно повесить на рюкзак.

Проведите наглядную демонстрацию. В темной комнате при свете фонарика показывайте ребенку на более близком и далеком расстоянии разные предметы. Ребенок должен понять, что хорошо виден только освещенный предмет, а то, что не освещено, - не видно. Так происходит и на дороге: водитель при свете фар видит только дорогу, а человека, внезапно вышедшего на нее из темноты, может и не заметить. Вечером на улице поугадывайте в силуэтах: мужчина-женщина, собака-кошка...

За городом. В тумане.

Часто дети не знают правил движения по проезжей части в сельской местности, где нет тротуара или обочины. Они идут, как им удобно. Разъясните, что по таким дорогам следует идти по внешнему краю проезжей части в один ряд, друг за другом. И обязательно навстречу движению транспорта.

Ребенок обычно не замечает, как погодные условия отражаются на дорожной безопасности. Растолкуйте, чем может быть опасен туман. В тумане у водителя устают глаза, а включенный дальний свет фар создает перед машиной непроницаемый световой занавес. Ребенку нужно рассказывать, какие опасности подстерегают и водителей, и пешеходов в тумане, в дождь или в сумерках на дороге (неровности асфальта, ямы, колдобины и т.д.). Поэтому всем участникам движения нужно соблюдать особую осторожность и уважать друг друга.

Особенности поведения на дороге в разные сезоны

Зима: гололед, снег, тормозной путь, шипы, сугробы, уборка снега. Обо всём этом заранее (до первого снега) следует провести предварительную беседу. Для иллюстрации используйте рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки. Один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно.

Весна: лужи и ручьи, кораблики (с вас, как с родителей, аналогичные невыдуманные истории).

Лето: ливневые дожди - водители не видят дороги; пышные кусты загораживают проезжую часть.

Осень: туманы, грязь на стеклах - видимость также снижается.

И повторяйте, повторяйте, повторяйте... Повторение - мать учения!

 

В оформлении статьи использованы наглядно-тематические пособия ООО "Издательство "Учитель".

Допускается полное или частичное копирование материалов  при обязательном указании активной ссылки  "Надежа"

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка