Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

Программа патриотического воспитания для дошкольных образовательных организаций предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным историческим прошлым и героическими личностями. И всё же главным, пожалуй, будет воспитание у дошкольников искренней, без излишнего пафоса любви к своей семье, друзьям, детскому саду, родному уголку природы или городу. Формирование таких чувств станет первым, самым важным шагом на пути воспитания личности, для которой высокие слова о любви к своей родине будут не пустыми банальными фразами, а наполнятся подлинным смыслом.

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма нацелено на формирование преданности интересам Родины, готовности их защищать, выполнять долг перед своими близкими, родным городом или посёлком, становление чувства ответственности за судьбу своей страны.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью всей глобальной образовательной архитектуры, поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

Требования ФГОС к патриотическому воспитанию дошкольников

ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными областями:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
Образовательная область «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
Образовательная область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
Образовательная область «Физическое развитие» решает задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.

Актуальность работы по патриотическому воспитанию

Патриотические мотивы возрождения России в последнее время звучат всё громче, однако, противоречивость реальной ситуации в том, что старые идеологические установки канули в Лету, а новые не обрели понятных очертаний. Правительство РФ в сотрудничестве с Министерством образования РФ уделяют повышенное внимание вопросам патриотического воспитания, одной из ведущих задач дошкольного образования становится формирование гражданского самосознания подрастающего поколения и воспитание детей в духе любви к своей Родине и уважения ценностей и исторического прошлого своего народа.

Целенаправленная и системная работа дошкольного учреждения с воспитанниками по зарождению уважения к её духовно-нравственным ценностям, а также атрибутам государственной символики начинается с раннего детства. Ребята постепенно начинают понимать, что необходимо стать развитой, реализованной личностью, много учиться, а затем работать, чтобы помочь родному городу стать процветающим и современным. Жизнь их самих, семьи, друзей, знакомых в стабильной и благополучной стране будет радостной, счастливой и интересной.

Задачи для формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Воспитывать осознанное желание выстраивать свою жизнь на основе ценностей своей семьи и малой родины.
Пробуждать инициативность и стремление к активному участию в мероприятиях по благоустройству двора собственного дома, территории садика.
Поощрять проявления заботы и внимания к пожилым людям и малышам, своим родным и близким.
Формировать уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности окружающих людей.
Стимулировать познавательный интерес к традициям своего народа, желание беречь и соблюдать их.
Способствовать становлению экологического сознания, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, развивать природоохранное поведение.
Заложить основы правовой культуры, дать представление о праве на защиту интересов каждого ребёнка.
Познакомить с государственной символикой, её историей и значением для граждан и страны.
Давать знания о различных регионах страны и географии крупных городов.
Познакомить с основными сферами экономической и культурной жизни России: промышленностью, сельским хозяйством, наукой, спортом, образованием и культурой.
Воспитывать уважительное и гуманное отношение к особенностям жизнедеятельности всех народов России, принимать право этих народов на свою культурную самобытность и индивидуальность.

Принципы воспитательной работы

Индивидуальный подход — ключевым фактором воспитания детей является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
Научность — достоверность информации, соответствующей последним оценкам и выводам исторической науки, в рамках патриотического воспитания.
Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии возрастным психологическим, социальным и интеллектуальным особенностям детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: народные и календарные праздники, фольклорные посиделки, ролевая игра в «Машину времени», путешествия по городам и весям родной страны, экскурсии в городские музеи быта и истории.
Наглядность — чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия (иллюстрации, национальные костюмы, утварь, орудия труда) способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
Систематичность и последовательность — необходимо придерживаться диалектического закона поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, опираясь на уже знакомую ему информацию.
Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями. Прикосновение к корням своего рода вызывает живую, трепетную эмоциональную реакцию, чувство сопереживания, пробуждает личный интерес к историческому переплетению судеб своих предков с судьбой народа.
Целостность — взаимосвязь и пересечение разных областей знаний, которые помогут сформировать у ребёнка понимание единства мира. Дать понимание связей между малым (деревня, город, регион) и большим (масштабы всей страны), процветающая глубинка — залог благополучия всей страны, деятельностью и самочувствием одного гражданина и всего народа («здоровый гражданин — здоровое государство»).

Направления и формы организации работы по формированию патриотического сознания воспитанников

Духовно-нравственное — плановые занятия, просветительские беседы о родном крае, проведение уроков мужества, демонстрация тематических иллюстраций, создание папок передвижек для родителей, изучение макетов бытовых и исторических реконструкций, посещение музейных выставок.
Воспитательно-развивающие — традиционные и календарные праздники, театрализованные развлечения и представления, ролевые и дидактические игры, реконструкции исторических событий или эпизодов.
Культурно-образовательные — беседы с участниками каких-либо исторических, культурных или спортивных событий, познавательные экскурсии, участие в работе военно-патриотического клуба, создание мини-музея старинной утвари и предметов быта, увлекательные туристические походы, посещение художественных выставок, спектаклей, концертов.
Трудовое — посильная работа по благоустройству и облагораживанию территории садика, улиц города, трудовые десанты и «тимуровская» помощь старшему поколению.
Гражданско-правовое — занятия по изучению элементарных основ конституционной культуры и государственной символики.
Спортивно-патриотическое — подвижные игры, спортивные состязания.

Основные тезисы программы патриотического воспитания

Тематические блоки:

Моя семья — воспитанники младшей группы уже начинают воспринимать себя полноценными членами ближайшего круга родственников, воспитывается трепетное и заботливое отношение к близким и родным, ребёнок погружается в мир семейных традиций, знакомится с историей предков, расширяет свои познания о членах семьи.
Моя малая родина (город, посёлок) – краеведческая информация об истории и достопримечательностях родного края, специализации трудовой деятельности, воспитывается стремление принимать участие в жизни малой родины, преумножать её благосостояние.
Моя Россия — воспитанники знакомятся с масштабами территории, географическими и климатическими характеристиками России, в среднем дошкольном возрасте начинают давать знания о столице государства — городе Москве, гербе, флаге и гимне России и воспитывать уважение к государственной символике. Ребята изучают географию размещения крупнейших городов и регионов страны, у них формируется понимание многонационального характера населения России, закладываются азы терпимого отношения ко всем народам и уважения к самобытным культурным правилам организации жизни.
Природная сокровищница России — в младшей группе дети осваивают элементарные представления о растениях на территории детского сада, воспитанникам средней группы по силам познания краеведческого уровня, в старшем дошкольном возрасте дети узнают о географической карте России, изучают реки, озёра, особенности растительного и животного мира. Воспитывается эстетическое восприятие неповторимой красоты природы, пробуждается поэтическое чувство эмоциональных переживаний, формируются основы экологического сознания и поведения.
Культура родной страны — педагоги формируют у детей начальные представления о народных традициях, праздниках, учат уважать глубинную мудрость (пословицы, поговорки, стихи). На занятиях дети привыкают ценить богатство, замечать красоту устного народного творчества (сказки, былины, декоративно-прикладные промыслы, обрядовые песни).

Пространство группы необходимо дополнить зоной нравственно-патриотического воспитания, где дети могут получить информацию, размещённую на специально оформленных стендах с изображениями видов природы, фотографиями достопримечательностей, изделий декоративного-прикладного искусства, уголком государственной символики.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка