Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Особенности гендерного воспитания детей согласно ФГОС дошкольного образования

Особенности гендерного воспитания детей согласно ФГОС дошкольного образования

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли; в трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределить обязанности с учётом пола партнера.

Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях, которое должно формироваться с раннего возраста. Этому могут способствовать принципы гендерного подхода к образованию.

Полоролевое или гендерное воспитание? Есть ли разница? Полоролевое воспитание детей в России осуществлялось естественно. Девочки большую часть времени проводили с мамой, а мальчиков с трёх лет воспитывал папа. Дети постоянно общались со своими родителями, в результате чего у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. При многочисленных исследованиях учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Становление гендерной идентичности является серьёзной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой или бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, так как у неё другой тип мышления.

Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным, а женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.

Ученые считают необходимостью качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, скромности. Дети должны знать не только свои права, но и обязанности.

Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирующихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.

Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам наоборот - необходимо более большее пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки. Шумные, игры наполненные движением, вызывают у воспитателей раздражение, так как они, считают, что такие игры бессмысленны и могут привести к травме, резко прерывают, лишая радости, которую дети при этом  испытывают.

Необходимо организовать игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

Особенности: В игровых ситуациях: формировать умения описывать свой внешний вид (кто я, какой я); побуждать рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится); развивать способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости); ориентировать ребенка на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, они освобождаются от чувства одиночества, ребёнок познаёт радость близости и сотрудничества.

Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно ориентированные технологии:

Средства

* игры

* народные сказки

* пословицы

* колыбельные песни

Методы:

* игры

* познавательно-развивающие этические беседы

* проблемные ситуации

* схемы-действия

Форма

* игровая деятельность

* экспериментальная

* проблемно-поисковая

Главными педагогическими задачи являются: 

  • оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
  • расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
  • поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
  • создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.

Средством формирования гендерной идентичности дошкольников является предметно-развивающая среда. Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества.

Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательское и лидерское поведение.

С учетом гендерного подхода, помимо общепринятых, в группах должны быть введены следующие элементы предметно-развивающей среды:

- Мини-уголки мужского и женского труда, содержание оборудования, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с набором простых инструментов, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты, столы для разделки продуктов, приготовления пищи, доски для глаженья кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой);

- Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующей выполнению различных социальных ролей;

- Уголки красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во внешнем виде;

- Мини-среда светского этикета («Театр», «Концерт», «Прием гостей»), где сосредоточены предметы, обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста)

* продумывать вопросы, учитывая особенности детей разного пола

* использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков

* проводить КВН, викторины типа «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

* при обучении новому материалу разделять детей на подгруппы: мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии: мальчик-девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга

* в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание

* при объяснении последовательности работы следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, немногословным. Особенно это важно для мальчиков

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОБЩЕНИИ С МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ

1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.

2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим. Они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному слышат, видят, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

4. Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало пригодится её собственный опыт, и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

5. Если вам надо сделать замечание девочке, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

Аналогичный случай с мальчиком - изложите четко и кратко, чем вы не довольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестает вас слушать и слышать.

6. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины и по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга).

Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

А. А. Тычинина, методист МКОУДО «ИМЦ»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка