Сайт старшего воспитателя МБОУ гимназии №7 Каргашиловой Елены Ивановны

Построение развивающей среды в ДОУ

Построение развивающей среды в ДОУ

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

 

 

 

 

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
Это предполагает решение следующих задач:

  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  • Радости существования (психологическое здоровье)
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
  • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  • принцип активности, самостоятельности, творчества
  • принцип стабильности, динамичности
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  • принцип открытости – закрытости
  • принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.

Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.

В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.

Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.

В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Принцип активности

Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Пример:

  • На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
  • Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
  • Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

Принцип стабильности динамичности развивающей среды

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д.).

Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды

Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.

Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

Принцип открытости – закрытости

Может быть представлен в нескольких аспектах.

  • Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
  • Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.

С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.

  • Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
  • Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей

Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п.). Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.

Варианты построения развивающей среды

  • Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  • Использование помещений спальни и раздевалки.
  • Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Поэтому представляется ошибочным применение в образовании групп определённых заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов «парикмахерская, магазин, дом»). Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.

  • Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
  • Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
  • Достраивание определённых деталей интерьера детьми
  • Включение в интерьер крупных игрушек-символов
  • Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
  • Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.

 

Источник

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Медиа
С Днём дошкольного работника 2023
С Днём...
Новые статьи
22 марта 2024
Региональный семинар-практикум для музыкальных руководителей
16 марта 2024
Широкую Масленицу отметили в дошкольном отделении
16 марта 2024
Семейный кулинарный конкурс на лучший рецепт блинов "Блинный хоровод"
17 февраля 2024
Четвёртое занятие трека "Орлёнок - Спортсмен" регионального проекта "Орлята - Дошколята" в подготовительной к школе группе
17 февраля 2024
"Весёлые старты"
13 февраля 2024
"Басни дедушки Крылова"
8 февраля 2024
Информационный час, посвящённый Дню Российской науки в МБОУ гимназии №7
8 февраля 2024
"Сто затей для друзей"
1 февраля 2024
Открытие трека «Орлёнок - Спортсмен»
28 января 2024
"Путешествие по Чеховским произведениям" - художественно - музыкальное мероприятие для старших дошкольников
29 декабря 2023
Профсоюзный конкурс "Новогоднее настроение - 2023" на лучшее новогоднее оформление дошкольных учреждений
15 декабря 2023
Муниципальный семинар для руководителей дошкольных отделений «Использование инновационного оборудования в рамках проекта "Предшкола"
9 декабря 2023
"День неизвестного солдата в России"
1 декабря 2023
Международный день инвалидов "Протяни руку помощи" в дошкольном отделении
17 ноября 2023
Дошколята отметили День рождения Дедушки Мороза