Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Развитие художественных способностей и одарённости у детей в дошкольном и школьном возрасте

Развитие художественных способностей и одарённости у детей в дошкольном и школьном возрасте

Общество и государство заинтересованы в повышении художественно-творческого и научного потенциала отдельной страны и мира в целом. Формирование способностей и одарённости у детей, начиная с раннего детства – залог эффективного творческого развития детей.

Известно, что способный, одарённый человек – гений – достояние общества и всего человечества. Об этом писали и продолжают писать философы, психологи и педагоги прошлого и настоящего.  Для того, чтобы обеспечить развитие способностей, одарённости, талантов необходимо проанализировать всё, что было изучено нашими предшественниками, выделить виды способностей и одарённости, их основные компоненты, исходя из анализа структуры разных способностей и одарённости (Дж. Гилфорд, Э. Мейман, В.М. Бехтерев, Коррадо Риччи, Либерти Тэдди др.).

Американский учёный Д.Ж. Гилфорд разработал многокомпонентную модель структуры интеллекта. Как отмечает известный современный отечественный исследователь А.И. Савенков, Д. Гилфорд выделил три фундаментальных блока, в которые он объединил интеллектуальные факторы: операции, результаты мышления, содержание. В первый блок он включил основные виды интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Сюда вошло пять больших групп интеллектуальных способностей.

Характеризуя творческую деятельность дошкольников, отечественные педагоги и психологи А.А. Волкова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Т.С. Комарова, О.В. Дыбина, Я.А. Пономарёв, М.Б. Зацепина и др. подчёркивают, что творческая деятельность детей включает интеллект, знания, навыки и умения, характерные для того или другого вида творческой деятельности, психические процессы (восприятие, представления, мышление, воображение, память и др.)

Известный отечественный педагог-дидакт И.А. Лернер выделил черты творчества, которые в процессе художественной деятельности могут быть сформированы у детей в начальных и более старших классах школы.  Однако проведённые исследования показали возможность формирования ряда черт у детей пятого – шестого и седьмого года жизни в процессе изобразительной и проектной деятельности, что, безусловно, способствует развитию способностей и одарённости. По мере расширения исследований по способностям и одарённости философы, психологи, педагоги стали выделять конкретные составляющие тех или иных способностей.

Известный немецкий педагог XIX века Ф. Фрёбель большое значение придавал развитию способностей к рисованию у ребенка. Он подчеркивал, что развитие способностей составляет одну из существенных задач развивающе-воспитывающего обучения человека. Ф. Фрёбель отмечал, что сила рисования была не вполне познана и на ее укрепление и дальнейшее развитие не обращалось должного внимания как на неразрывное звено истинно человеческого образования, и оно не рассматривалось как существенное воспитательное средство человечества и, прежде всего дети и юношество, до сих пор были лишены одного из самых сильных средств обучения. Особый интерес для нас представляют исследования Э. Меймана.

Немецкий ученый-психолог задумался над тем, почему дети и взрослые часто не умеют рисовать. Чтобы выявить причины такого нередкого явления, он решил провести исследование. Подобрав группы детей и взрослых, ученый провел наблюдения за тем, как они рисуют. Полученные в процессе наблюдений данные Э. Мейман распределил по девяти пунктам. Основные затруднения определялись отсутствием четких образов предметов и явлений, которые позволили бы передать образы, полученные в процессе наблюдений, отсутствием умений передать на бумаге очертания контура предметов, нескоординированностью движений руки и глаза, отсутствием памяти на рисовальные движения и др. В заключение Э. Мейман отметил, что указанные причины могут различным образом комбинироваться у человека. Согласно его концепции, из каждого ребенка можно сделать удовлетворительного рисовальщика, если выяснить его индивидуальные недостатки и преодолеть их путем определенных формальных упражнений. Эта позиция автора является гуманной и, с нашей точки зрения, заслуживает одобрения. Мы заботимся о том, чтобы все малыши смогли овладеть рисованием, лепкой, аппликацией и испытать радость творчества. В этом мы видим гуманизм разработанной нами методической системы и путь к развитию способностей и одарённости не только художественно-творческого, но и интеллектуального направления. После того, как исследователи стали выделять виды способностей и одарённости, появилась возможность представить структуру разных способностей. Это позволило обнаружить, что кроме специфических для каждого вида способностей компонентов, есть такие, которые включены в ряд способностей, они являются психическими процессами и качествами личности. Такие компоненты как интеллект, воображение, трудолюбие, воля, эмоциональное отношение к окружающему и творческой деятельности. По мере развития науки, появления новых данных о проявлении способностей и одарённости у детей на разных этапах их жизнедеятельности стали выделяться наряду с интеллектуальной одарённостью другие её виды (музыкальная, художественная, двигательная и т.д.).

Фундаментальные работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.Г. Ковалѐва, А.М., Матюшкина, А.И. Савенкова, Н.И. Сакулиной, С.И. Карповой, Т.С. Комаровой, Е.В. Шорохова и др. определили компоненты способностей и одарённости детей от рождения и до школы по разным направлениям способностей.

Проблема формирования и развития способностей и одарённости детей, с нашей точки зрения, может и должна решаться в двух направлениях.  Первое – развитие потенциальных возможностей у малышей в первые же дни после рождения. В качестве потенциальных возможностей мы рассматриваем органы чувств и нервные проводящие пути, по которым импульсы от органов восприятия передаются в соответствующие центры головного мозга. Этот путь связан с сенсомоторным развитием младенцев. В зарубежной и отечественной педагогике, в том числе и в наших исследованиях и исследованиях наших учеников, по проблемам воспитания и развития детей от рождения до трёх лет и далее до школы, а затем и в школе. При этом необходимо учитывать интересы детей, которые проявляются очень рано. Это можно обнаружить уже в 1–2 года от рождения. Второе направление – выявление одарённых детей и разработка пути их дальнейшего сопровождения с целью развития одарённости.

Для формирования способностей необходимо развитие психических процессов и качеств для успешного осуществления ребёнком фактически любой приоритетной деятельности. Необходимо формировать у детей умение всматриваться в окружающую природу, её явления, сравнивать предметы и объекты, вслушиваться в возникающие звуки, развивать у детей способность восприятия, прежде всего, при непосредственном знакомстве с предметами, растениями, насекомыми.

Предметы и объекты, окружающие детей, обладают разными свойствами и качествами (формой, величиной, характерными деталями, цветом, запахом, вкусом). Они познаются человеком, в данном случае ребёнком, через органы чувств.

Необходимо развивать у детей умение сравнивать предметы одной формы по разным свойствам (величине, цвету, фактуре и др.) устанавливать сходство и различия. Однако само по себе это познание не происходит или происходит не эффективно. Его надо организовывать и направлять. Это делать должны родители и педагоги.

В процессе разнообразных видов деятельности дошкольников воспитатели и родители способствуют развитию у них таких психических процессов, без которых невозможно представить способности и одаренность:   образные представления;  воображение;  память, интеллект;  развитие творческих черт;  эмоциональное положительное отношение к создаваемым ребёнком изделиям, рисункам, конструкциям, играм;  овладение простыми способами деятельности, а затем и более сложными и обобщёнными;  самостоятельность;  дисциплинированность;  стремление заканчивать начатое дело;   трудолюбие, желание усовершенствовать результаты своей деятельности и дополнять созданные изображения и проекты новыми характерными деталями, признаками.

Анализ трудов зарубежных и отечественных психологов и педагогов, а также результатов моих исследований и исследований моих учеников позволил мне выделить три обязательных составляющих способностей и одарённости любого направления. Это интеллектуальный и творческий компоненты, трудолюбие и чувство ритма, необходимое для осуществления любой деятельности, особенно же двигательной, музыкальной, изобразительной, создания комплексных проектов, коллективных композиций.

Важнейшим условием, обеспечивающим развитие способностей и одарённости у детей в разные возрастные периоды, является бережное, уважительное отношение к детям, проявляющим более высокий уровень развития, постоянно растущий интерес к тому или иному направлению деятельности, области знания. Процесс созидания художественного образа, решение новой задачи (в любом виде деятельности) сложен и требует от окружающих внимания, бережного отношения к самому ребенку и его творчеству. 

Необходимо поощрять любознательность детей, развивать интерес к поиску ответов на возникающие у них вопросы. Одним из важных принципов ФГОС называет индивидуальный подход к каждому ребёнку, а также создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей в приоритетном для каждого направлении в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования; включение родителей в совместную работу по развитию одарённости и способностей; повышение квалификации педагогов.

 

Т.С. КОМАРОВА,  докт. пед., профессор, Заслуженный деятель РФ, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МПГУ , академик МАНПО.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка