Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Развитие и воспитание в условиях домашнего образования дошкольников в семье

Развитие и воспитание в условиях домашнего образования дошкольников в семье

Декларация прав ребёнка, утверждённая Ассамблеей Организации Объединённых Наций, провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет».

Родители стараются выбрать для своего ребенка самое лучшее медицинское учреждение, лучший детский сад, лучшую школу. Представляется, что дать ребенку лучшее необходимо, прежде всего, внутри его маленького мира – в семье. Для ребенка-дошкольника семья – это первая общественная среда, в которой закладываются основы формирования его личности.

Как определяет статья 18 Закона РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Таким образом, предоставляя семье свободу в области дошкольного образования, действующее законодательство фиксирует право родителей дать дошкольное образование в семье, без помощи дошкольных учреждений и педагогов.

Утвержденный в 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования среди прочих указывает своей задачей обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Таким образом, в настоящее время семья получила законодательную основу возможности взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка, в том числе и тогда, когда принято решение о получении ребенком домашнего образования.  И это действительно важно в свете актуальных ныне вопросов преемственности в сфере образования.

В педагогической литературе условием эффективности образовательного процесса признано единство требований к образованию ребенка. Имеются в виду требования, предъявляемые к ребенку родителями дома и воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях. Данное условие, очевидно, должно распространяться на педагогов кружков и секций, которые посещает ребенок.

Полноценная, социально направленная и регулируемая государством реализация положений, правовых документов возможна только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования (Л.М. Денякина).  Обеспечить эту преемственность представляется возможным без посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.

Так, авторы концепции предшкольного образования в комплексной программе «Детский сад 2100», созданной под руководством академика РАО А.А. Леонтьева, определяют, что такое образование может быть институциональным (ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования и др.) и неинституциональным (семейное или домашнее образование).

Важнейшим фактором семейного воспитания принято считать его эмоциональный характер, постоянство воспитательного воздействия на ребенка со стороны всех членов семьи. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. В связи с этим личный пример родителей по применению традиций в воспитании можно характеризовать как одно из педагогических условий приобщения детей к семейным традициям. Пример собственного поведения родителей – самый мощный способ воздействия на ребенка (Маркова Т.А.) 

Поскольку родители и родственники не только воспитывают, но и развивают, фактор эмоциональности распространяется и на домашнее образование.  В данной связи неслучайным представляется желание детей продолжить профессиональную стезю одного из родителей или родственников более старшего поколения (возникновение профессиональных династий), увлечение одним с ними видом спорта и т.п.

Представляется, что то, что способна дать ребенку семья во многом зависит от качества ее самой, а именно: состава (полная семья или отсутствует один из родителей, количество детей в семье), психологического климата, уровня образования родителей, материального достатка, социального положения семьи и многого другого.

Многое также зависит от ситуации в стране, от государственной политики в сфере образования и воспитания. Так, по мнению Д. Медведева, «ценностный вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы, негативно сказался на молодом поколении. При этом утрата нравственных ориентиров стала и одной из причин пьянства, наркомании среди молодежи».

С сожалением приходится констатировать тот факт, что Интернет, компьютерные игры, всевозможные «гаджеты» вытесняют из жизни детей драгоценные минуты живого общения, а также то, что их пользователи с каждым годом все молодеют.

К особенностям развития ребенка в семье необходимо отнести наличие родственных чувств между ребенком и воспитателем (в данном случае – родителем); взаимодействие в процессе воспитания и развития в разновозрастной социальной группе; длительность воспитания и развития.

Домашнее образование ставит перед собой задачи, аналогичные тем, которые решают дошкольные образовательные учреждения, среди них: развитие ребенка, забота о его физическом и психическом здоровье, создание предпосылок учебной деятельности, трудовое, общекультурное и интеллектуальное воспитание, помощь в социализации личности, развитие способностей и творчества, подготовка к самовоспитанию и саморазвитию и т.д.

Что заставляет родителей делать выбор в пользу домашнего образования своих дошкольников? Прежде всего, нельзя не согласиться с тем, что индивидуальное обучение намного эффективнее обучения в больших группах. В группах детских садов воспитываются до 25 детей (в логопедических группах – 15). Далее, в роли наставника в процессе домашнего образования дошкольника выступает родитель (опекун), то есть человек, которому ребенок безгранично доверяет, с которым уже выстроены психологические связи. Такой воспитатель знает все о ребенке, сконцентрирован на нем одном, имеет возможность расставлять приоритеты в предмете обучения. Например, можно меньше времени уделить музыкальным занятиям в пользу привития ребенку навыков чтения, или наоборот. У родителей есть возможность дозировать нагрузку и строить режим дня маленького обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями. Если, по какой-то причине, малыш капризничает и не желает заниматься определенным видом деятельности в настоящий момент, а на улице замечательная погода, родитель может пойти ему навстречу и продлить утреннюю прогулку вместо занятия. Кроме этого, имеется возможность приглашать для индивидуальных занятий опытных специалистов в той или иной области – репетиторов по иностранному языку, музыкальных педагогов, посещать центры развития, кружки и секции.

Еще одним положительным моментом домашнего образования является сближение родителей и детей. Они не просто проводят больше времени вместе, они контактируют, взаимодействуют.

Как маму, меня беспокоит и такая задача воспитания и развития ребенка, в том числе его домашнего образования, как выявление дарования ребенка. Родители способны выдавать желаемое за действительное и заставлять маленького человека нести чрезмерный груз ответственности, подчиняя все вокруг удовлетворению своих амбиций. Выявить дарование у ребенка скорее способен профессионал, имеющий опыт работы с детьми, оценивающий ребенка непредвзято.

Еще одним отрицательным моментом домашнего образования дошкольников необходимо назвать сложность социализации. Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей.

Чтобы нивелировать данный недостаток, сторонникам домашнего образования может быть рекомендовано активное посещение развивающих центров, кружков и секций, тематических лекций в музеях в составе устойчивой группы детей. 

Итак, законодательство России предполагает родителям (опекунам) домашнее образование дошкольников, как альтернативу посещению последними детского дошкольного учреждения, обязывая при этом заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Предусматривается также возможность контактного взаимодействия для наилучшего достижения поставленных целей между родителями и детскими дошкольными учреждениями.

 

Развитие одаренности и способностей у детей: Сб. научных статей / Отв. ред. Т.С. Комарова. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 169 с.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка