Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Обучение детей дошкольного возраста игре на народных инструментах

Обучение детей дошкольного возраста игре на народных инструментах

Педагогика издавна осознавала важность игры для общего развития ребенка и необходимость использования ее в воспитании, ибо главные принципы воспитания как раз заложены в самом содержании и формах игры, что предполагает формирование у каждого дошкольника как системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах, обычаях, песнях, играх, загадках, сказках, считалках и других произведениях исконно народного творчества), так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение и творчески воспроизводить доступный  фольклорный материал). 

Поэтому в процессе обучения игре на народных инструментах решаются следующие задачи:

 дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, традиционного русского поэтического и музыкально-художественного творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

познакомить с традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, приметами, русскими народными песнями;

знакомство с историей и тембрами музыкальных народных инструментов и способами звукоизвлечения; овладение техникой исполнения на ударных и духовых народных инструментах; музицирование в ансамблях ложкарей, ударных инструментов (шумовых и мелодических), простейших духовых инструментов (свистулек); совершенствование навыков ритмической импровизации.

Развивающие задачи:

постепенно развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, определять элементарный жанр пьесы (марш, песня, танец); восприятие и эмоциональную отзывчивость на музыку средствами музыкального движения, чувство музыкального ритма, воспроизводить равномерную метрическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений;

развивать динамический слух в процессе исполнения музыкальных произведений, интерес к игре на дерево звучных, металл звучных и других музыкальных инструментах;

развивать интерес к музыкальному народному творчеству, вызывающий эмоциональный отклик на музыку, формировать потребность в слушании музыки и увеличивать запас музыкальных впечатлений.

Воспитательные задачи:

воспитывать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к созданию рук человеческих, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение общаться в коллективе;

бережно относиться к собственному певческому и речевому голосу.

Методика обучения игре на любом инструменте включает следующие этапы:

1. Знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями. Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения.

2. Постановка исполнительского аппарата – рук, корпуса и др.

3. Освоение основных приемов звукоизвлечения.

4. Развитие исполнительского мастерства – работа над музыкально-грамотным, выразительным, эмоциональным, технически правильным исполнением.

Обучение игре на музыкальных инструментах протекает в атмосфере большой заинтересованности. Поэтому вначале детей следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых, затем с характером звучания и выразительными возможностями каждого инструмента.

Дети слушают, а потом и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т. п. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов.

С самого начала учат детей играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Любое музыкальное произведение вводит в определенный ритмомир, «заставляет» эмоционально переживать – принимать или отторгать услышанное. Ритм выступает как средство развития творческих способностей детей в процессе их музицирования на народных инструментах. Тембровое многообразие инструментов поддерживает интерес к исполнительству и создает предпосылки к творческой самореализации – сочинению произведений для народных инструментов, импровизации, в том числе и ритмической. На занятиях ребятам предлагается комплекс упражнений  для развития чувства ритма. Сначала они приобретают простейшие навыки – повторяют ритмический рисунок, заданный педагогом - хлопками, ударами ногой по полу, щелчками пальцев. Четко выполнить это задание поможет включение ритма слога или же проговаривание слова, которые имеют отношение к изучаемому инструменту. Например, знакомя детей с пастушьей барабанкой, педагог говорит, что при опасности для стада пастух выстукивает сигнал тревоги: «Тревога». Когда опасность миновала: «Отбой».

Для приобретения навыка импровизации применяется следующий прием работы с музыкальным материалом. Группа детей располагалась по кругу и исполняет песню, разученную ранее. После пропевания первой фразы с импровизацией вступает первый ребенок, после пропевания 2-й фразы импровизирует 2-й ребенок и т.д. При этом дети сами подбирают подходящие ударные музыкальные инструменты к этой песенке. Важно, что, находясь в замкнутом пространстве, дети активно взаимодействуют, самовыражаются, занимаются сотворчеством. На занятиях проходит «живая» импровизация, когда несколько исполнителей импровизируют на заданную тему, дополняя и развивая свои музыкальные находки. Участвуя в импровизации, активизируется творческая деятельность детей, они прислушивается к окружающим их звукам, изобретают свои новые ритмы и мелодии. Музицируя и сочиняя в группе детей, ребенок общается со сверстниками, преодолевает свою замкнутость через музыку, что помогает установить дружескую атмосферу, создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Вначале разучиваются ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, так детям легче сосредоточить свое внимание на точном выполнении приемов игры, а также различные считалочки и несложные песенки. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно.

Для индивидуального обучения применяются разнообразные попевки с поэтическим текстом. Это облегчает запоминание: ребята поют, подыгрывая себе на инструменте. Помогают обучению включенные в репертуар разнообразные русские народные потешки, попевки и песенки, например, «Солнышко», «Дождик», «Ладушки», «Петушок», «Зайка», «Бай, качи-качи» и др.

Подбор произведений для коллективного исполнения зависит от состава оркестра. Следует разучивать пьесы с четко выраженными музыкальными фразами и предложениями. Особенно важно это при смешанном составе оркестра, так как разные группы инструментов должны вступать каждый в свое время.

В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. В этом вопросе еще нет длительных и прочных педагогических традиций. Как и во всяком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях. Детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.

Познакомить детей на общих занятиях с внешним видом и историей инструмента: например, с ложками и основными приемами игры на них, разучив в течение нескольких занятий 2—3 попевки. Далее на занятиях идет знакомство с другим инструментом. Причем ребятам предлагается осмотреть инструмент, найти способы игры на нем, а потом уже педагог вносит свои поправки.

Дополнительную информацию детям дают и названия инструментов: шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (имитируют перестук лошадиных копыт), звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть», «жалить»), рожок (часть инструмента сделана из рога животного), гусли («гудеть», так называли струну или натянутую жилу), кугиклы (изготовлен из пустотелого камыша» куги»). Играя на инструменте с понятным названием, ребенок вкладывает больше энергии, своего умения и фантазии.

Русские народные инструменты способствуют развитию сенсорных способностей детей.

Так на примере заданий:

Задание 1: по звуку определить название народного инструмента.

Дети подбирают слова, характеризующие звучание инструмента. Подключают свое образное, логическое мышление. Например, шаркунок: греметь, стучать, шуршать, шаркуть-шаркунок.

Так можно определить название следующих инструментов:

хлопушка (бич) – громкий, резкий, похож на хлопок или свист кнута; колотушка - как будто кто-то колотит; шаркунок с колотушкой – шаркает и колотит; трещотка – трещит, «трескает»; жалейка – жалеет, жалит; свистулька – свистит и др.

Кроме того, дети самостоятельно могут устанавливать, что звучание инструмента зависит от формы, корпуса, размера, материала, из которого он сделан.

Задание 2: по форме корпуса определить название народного инструмента. С помощью накопленного жизненного опыта, образного мышления дети пытаются найти для инструмента имя (например: коробочка (дом-сундук-короб - коробочка).

Задание3: по форме корпуса и звуку определить название музыкального инструмента. Это задание объединяет слуховой, зрительный, образно-ассоциативный ряд представлений.

Задание 4: «Что вам напоминает голос музыкального инструмента». Цель - развитие тембрового слуха и образного мышления. Например: рубель: в звучании, при использовании разных приемов, игры - дети слышат голоса кузнечика, лягушки, утки, сороки, цоканье копыт, ход часов, перестук дятла. Сравнивая музыкальные инструменты, дети учатся выделять и распознавать их разные свойства, логически мыслить.

Деятельность детей дошкольного возраста носит преимущественно игровой характер. Занятия и музицирование проходит в форме коллективных игр. Изученный на музыкальных занятиях материал соединяется со стихотворными фразами, прибаутками, потешками и происходит увлекательное музыкальное представление, где звучат веселая песня, импровизация на ударных инструментах, веселый танец. Такие музыкальные коллективные игры помогают показать умения, навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, и открывают возможности для детского творчества. Часто на занятии включаются предметы-игрушки, они выступают в роли персонажа или слушателя.

К концу учебного года дети овладевают следующим объемом знаний и умений:

 -  названия инструментов; характер звучания инструментов (например, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки громкие, звонкие, барабан гремящий и т.д.), правила пользования инструментами и их хранение; приемы игры на них; расположение высоких и низких звуков на различных инструментах; названия нот — до, ре, ми,  фа, соль, ля, си, и их место на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов;

 - овладевают простейшими приемами игры на разных инструментах, например, мягким движением кисти при игре молоточком на ксилофоне, правильно расходовать дыхание, играя на дудочках; приглушать звучание, треугольников; правильно держать руки при игре на рубеле, коробочке, бубне, барабане; встряхивая погремушками, шаркунком, бубенцами, колокольчиком, бичом, круговой трещоткой; играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру; пользоваться элементарными динамическими оттенками; играть индивидуально простейшие песенки, попевки; приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки; импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Музыкальное оформление народных игр (пение, инструментальное сопровождение) придает эстетическую привлекательность для детского восприятия. Особым направлением игровой деятельности являются музыкально-дидактические игры с применением народных инструментов.

Пример музыкально-дидактических игр.

«Тройка». Цель игры – научить быстро, выполнять задание в коллективе, развить умение сенсорно-аналитические и креативные качества ребенка.

Описание. Группа делится на две команды. Каждой демонстрируется три народных инструмента. Члены команды должны быстро найти по три признака сходства и различия этих инструментов.


«Лошадка» - музыкально-имитационная игра. Дети на народных инструментах (коробочка, копытца, бубенцы, ложки и др.) имитируют цоканье копыт лошадки. Учитывать акустические свойства инструмента. Наделять звучащие образы конкретными характеристиками: молодая лошадь, старая лошадь, жеребенок и т.д. Создавать различные звуковые картины (галоп, скачки, тройка и т.д.).

«Пастушок» - сюжетно-ролевая игра. С помощью представленных инструментов (барабан, колокольчик, хлопушка, дудочка и др.) дети разыгрывают сюжет из сельской жизни.

 

Музыка обязана участвовать в воспитании детей!)))

 

Друзья, допускается полное или частичное копирование материалов  при обязательном указании активной ссылки  "Надежа")))

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Котик
Котик