Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

«Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования (прищепки)»

«Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования (прищепки)»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Друзья! Вашему вниманию представляется мастер-класс на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования (прищепки)»

Цель М-К: Способствовать овладению педагогами методикой развивающих игр и упражнений с прищепками.

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Ведущие специалисты уже давно пришли к выводу, что качество речи напрямую зависит от того, насколько хорошо у человека развита рука и пальцы.

"Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал ещё Аристотель. 

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Некоторые предметы домашнего обихода, привлекающие внимание детей, можно легко превратить в замечательные развивающие игрушки: пробки, нитки, крышки, пуговицы, резинки для волос, бигуди, пластмассовые бутылочки, решётка для мойки, карандаши, палочки и прочее.

 Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками, способствующими развитию мелкой моторики рук, которая ведёт за собой развитие речи. Дети занимаются играя, даже не замечая того большого смысла и огромной пользы, которую мы закладываем в самые обычные действия и предметы.

Игры с нитками (цепочками) помогают развивать точность движений рук, развивать соотносящие действия.

Ребёнку предлагается выложить контур цепочкой или цветной ниткой. Дети выбирают себе шаблоны, ведущий начинает отсчёт. Кто быстрее и аккуратнее выполнит задание, тот победит! В качестве приза можно поощрить фишкой. Далее дети меняются контурами, и игра продолжается. Возможен более сложный вариант, когда дети выкладывают изображения по памяти или придумывают свои. 

Игры с палочками, ленточками и верёвочками. Например, игра «Чья черепашка быстрее доберётся?» или "Кто быстрее скрутит ленточку".

Игры с пуговицами (камушками) помогают познакомить с указательным типом хватания, развивать координационные действия обеих рук, развивать точность движений.

Ребёнку предлагается заполнить пуговицами тело неваляшки, медвежонка. После того, как ребенок научился выполнять это задание, предлагали ему выкладывать контур изображения. Затем ребёнок сможет самостоятельно придумывать изображения и выкладывать их. Выложенные изображения также сопровождаются стихотворениями:

Маму очень я люблю
Ей цветочки подарю -
Умнице, красавице
Мои цветы понравятся.

Игры с решеткой для мойки помогают развивать координационные действия обеих рук, действовать целенаправленно последовательно. Оборудование: решетка для мойки, пуговицы или камушки, игральный кубик.

1. Шел по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком.

Шел и песню напевал,

И вразвалочку шагал.

Дети кладут решетку на колени или на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно. 

2. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Выигрывает тот, кто назвал большее количество животных зоопарка и, следовательно, сделал больше шагов. 

3. В начале игры размещаем паучков-пуговичек с боку в самом низу (это старт). Один из игроков бросает кубик. После этого делает ход на столько клеточек, сколько выпало у него на кубике. Затем дети бросают кубик по очереди и проделывают все те же действия. Выигрывает тот, чей паучок придет первый к финишу. 

Игры с резинками для волос помогают развивать координационные действия рук, действовать целенаправленно последовательно.

Мы резинки надеваем,

Пальцы наши украшаем,

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров, ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной. 

Развивающих предметов домашнего обихода множество. Одному из таких предметов посвящён мой мастер-класс.

Она пальчик щиплет крепко,

И белье хватает цепко.

Называется ... ПРИЩЕПКА.

Знакомство моих детей с этими предметами началось с показа закрытой коробки. Я показала детям эту большую коробку и предложила им отгадать, что же там внутри. Предложила отгадать сначала по звуку. Как вы думаете, что здесь может быть? (Потрясти). У детей было очень много вариантов: кубики, пуговицы, машины, палочки, что-то деревянное, но мне не хотелось сразу открывать коробку, и я загадала детям загадку - подсказку:

На верёвке пальцы держат одеяльце. Что же это? (Прищепка, конечно!) А чтобы убедиться в правильности ответа я предложила детям угадать на ощупь этот предмет, использовав маленький «Чудесный мешочек» с прищепкой внутри.

Как же мы в своей работе можем использовать этот простой, но в то же время, такой необычный предмет? Разнообразие современных прищепок позволяет нам придумывать самые разные игры и игрушки с ними. Сегодня я познакомлю вас с тем, как использую в работе этот предмет.

Утром, когда ребёнок только приходит в детский сад, его встречают множество игрушек. Вместе с такими игрушками, есть у нас и игрушки-прищепки. Они привлекают внимание детей. Ребёнок может делать такие игрушки самостоятельно, что-то переделывая или изменяя по своему желанию.

Из картинок можно выложить сюжет и придумать небольшой рассказ.

Некоторые малыши иногда трудно расстаются с родителями. Чтобы отвлечь их и успокоить, я часто предлагаю детям поискать маленькую игрушку в коробке с прищепками или саму прищепку в сенсорной коробке, наполненной камушками. Такие действия успокаивают ребёнка, и помогают развивать тактильные ощущения и моторику.

В организованной деятельности, на занятиях прищепки можно использовать как счётный материал, как часть пособий для закрепления основных цветов, размеров. В зависимости от возраста детей задания могут изменяться и усложняться.

Не представляю возможным игры и занятия с прищепками без такого атрибута, как бельевая сушилка. Игр с ней множество: от прикрепления одежды до классификации одежды по сезонам, цветам и т.д.

Для начала мы должны научить ребёнка правильно раскрывать и закрывать прищепку. Для этого мы знакомим его с прищепкой (у прищепки есть ротик, который может открываться или закрываться). А для этого нужно нажать на «хвостики». Сначала эти действия воспитатель произносит самостоятельно, потом вместе с ребёнком, и только после этого – ребёнок самостоятельно открывает и закрывает прищепку. Когда ребёнок этому научился, мы можем приступать к другим играм, где нам могут помочь различные стихотворения.

Игровой пальцевой тренинг с прищепками

«Лиса»

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчика пугает.

«Крокодил»

В зоопарке воробей пообедал у зверей,

А зубастый крокодил чуть его не проглотил.

«Гусь»

«Га-га-га, - гогочет гусь,-

Я семьёй своей горжусь».

«Глупая ворона»

Глупая ворона клювик приоткрыла,

Глупая ворона фантик ухватила.

Думала, конфетки,

Но их съели детки!

Ам! Ам! Ам!

Никому конфет не дам!

«Интересный разговор»

Лягушонок: «Квак-квак!»

А утёнок: «Кряк-кряк!»

Всё сказали, всё спросили.

Хорошо поговорили!

Можно применять прищепки в разыгрывании сценок.

Взрослый и ребёнок воспроизводят действия по диалогу персонажей, замещая их «говорящими прищепками».

«Волк и лиса»

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

-Лизавета, здравствуй!

-Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела,

Голова пока цела.

Предлагаю устроить динамическую паузу. Превратимся в волка и гусей. А для этого нам нужно оживить прищепки. Проводится игра «Гуси-гуси». (На прищепки наклеиваются волк, хозяйка и гуси)

Таким образом можно провести любую физкультминутку с детьми.

Следующая игра называется «Подбери по цвету». Нужно прикрепить прищепки к кружочкам соответствующего цвета.

Есть ещё одна полезная игра «Собери бусины».

Игра-упражнение «Разноцветный заборчик» способствует обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук, ориентация верх-низ. Дети должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепляя их к верхней полоске картона, (другой вариант – к нижней. Одна прищепка отдельно, две вместе).

Игра «Шаль с бахромой» - закрепление понятий «большой - маленький», «большая-поменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук. Детям предлагается украсить шаль бахромой, чередуя прищепки: большая – маленькая или по своему усмотрению (например, необычными красивыми прищепками).

Прищепки удобно использовать при ознакомлении художественной литературой, в театральной деятельности при обыгрывании, инсценировках сказок, стихов, рассказов.

Я подобрала тематическое стихотворение, а Вы можете использовать прищепки при ознакомлении с любыми литературными произведениями.

Рано утром на сушилке
Завели прищепки спор,
Вы послушайте, ребята,
Их забавный разговор:

-Я важнее всех прищепка, -
Громче всех кричит одна,
Крепко-накрепко схватила
Носовой платок она!

-Нет, важнее мы, подружка, -
Две другие говорят,
-Видишь, держим мы подушку,
А на ней детишки спят!

-Ну, а мы чем не важнее, -
Справа раздается хор,
-Держим мы костюм спортивный, -
Папа в нем играл в футбол!

- Ну, а я поймала шапку, -
Слева слышится опять,
Без нее в мороз не выйдешь
В парк с ребятами гулять!

 

Так, проспорили все утро.
Ох, кричали, ох, галдели.
Ртов вообще не закрывали.
Вещи все и … улетели!

Очень увлекательно с помощью прищепок разучивать потешки. Предлагаю педагогам прицепить прицепки к героям потешки «Тень, тень, потетень», а затем поиграть под музыку.

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса -

Всему свету я краса.

Похвалялся зайка -

Поди догоняйка.

Похвалялися ежи -

У нас шубы хороши.

Похвалялись блохи -

И у нас не плохи.

Похвалялся медведь -

Могу песни я петь.

Похвалялася коза -

Всем повыколю глаза.

Ещё одна полезная игра «Кто больше назовёт». Участники делятся на пары и называют предметы или персонажей сказок. Называя, прикрепляют прищепку на одежду друг друга. Победил тот участник, который назовёт больше предметов. Затем предложить снять прищепки с себя, кто быстрее.

Игры с цифрами научат ребёнка соотносить цифру с количеством. Предложите ребёнку прикрепить на неё такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре. Также можно решать примеры, прикрепив прищепку с ответом.

Игра «Кто что ест»

Цель:

• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;

• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Игра «Соберем Ёжику запасы на зиму». Берём маму-ежиху и идём в лес за грибами, яблоками, листьями для ежат. В процессе игры, собирая урожай, ребёнок считает количество грибов, яблок, листьев.

Можно предложить детям подобрать первую букву слова к каждой картинке, либо сделать звуковой анализ слова.

«Слова с прищепками»

Вы показываете ребёнку картинку, называете её, а ребенок прохлопывает слоги и прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов.

Игра "Четвертый лишний"

На карточках изображено по 4 предмета, детям необходимо среди данных предметов обнаружить "лишний" предмет и далее объяснить, почему именно он лишний. 
Сначала мы выясняем, какой предмет из 4-х лишний, объясняем почему. 

Далее для каждого предмета подбираем букву, с которой начинается слово и прикрепляем прищепку.

Возможен другой вариант - нужно выяснить, на какую букву заканчивается слово и подобрать соответствующую прищепку.

А также игры: «Дополни фразы», «Доскажи словечко», «Без чего», «Кому нужны эти предметы?», «Повтори и доскажи», «Продолжи историю», «Противоположности», «Слоги заблудились».

Во время игр с прищепками очень важно проговаривать, оричевлять свои движения и побуждать к этому ребёнка.

Попробуйте и вы, уважаемые коллеги, выполнить несколько заданий. (Предложить воспитателям выполнить несколько заданий). Приступайте! А пока мои коллеги выполняют задание, напомню правила работы по развитию мелкой моторики.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори. Педагог заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Большое достоинство педагогики Марии Монтессори –ориентация на практическую жизнь. 

Проверим, как справились с заданием мои коллеги. Молодцы! Отлично справились!

Большие прищепки можно использовать во время подвижных игр на занятиях физической культурой и на прогулке, когда нужно прищепить прищепку на другого игрока, либо собрать как можно больше прищепок или перенести предметы при помощи прищепок, а можно использовать большую прищепку как эстафетную палочку.

В вечернее время можно предложить детям собирать конструктор из прищепок. Здесь уже фантазии детей нет предела. Из обычных прищепок можно вместе с детьми создать целый сказочный мир! Это могут быть разнообразные игрушки, а можно придумать свою сказку!

В преддверии Нового года мне бы хотелось с Вами, уважаемые коллеги, сочинить Новогоднюю сказку про Ёлочку и её друзей.

У моих малышей получилась отличная СКАЗКА! Попробуйте и Вы!)

Замечательная сказка у нас получилась!

Я желаю всем прекрасных друзей, которые в нужный момент всегда придут к вам на помощь.

Верьте в добро и волшебство и дарите их детям!

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Котик
Котик