Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Ёжик и волшебное яблочко

Ёжик и волшебное яблочко

Открытое занятие по художественному творчеству (аппликация с элементами конструирования из бумаги) в подготовительной к школе группе  

Цель: учить детей изготавливать игрушку из бумаги «Ёжик», формировать художественно – эстетическое восприятие через приобщение к искусству аппликации.

Задачи

Художественно-эстетическое развитие: 

- учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое;

- продолжать  учить изготовлению  элементов  из бумаги на основе способа конструирования;

- закреплять умение надрезать деталь, создавая объемность  фигуры;

- совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кистью;

- формировать и закреплять представление детей о форме, величине, цвете, пропорции.

Интеграция с образовательными областями

Познание: закреплять знания об осенних изменениях в природе и характерных особенностях лесных жителей.

Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь детей по теме «Осень» (щедрая, впадает в спячку, запасы).      

Физическое развитие: развивать мелкую моторику рук.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь в процессе работы.

Предварительная работа: 

-  аппликация по теме «Ваза с фруктами»;

- конструирование из бумаги по теме «Конверт»;

- рассматривание изображений ежей в книгах, на фотографиях;

- чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик» с авторскими иллюстрациями;

- просмотр видеофильма «Звери в лесу»;

- чтение стихов об осени; 

- разгадывание загадок о диких животных;

- дидактические игры;

- индивидуальная работа по совершенствованию навыков работы с ножницами, клеем, кистью.

Материалы и оборудование: картонные макеты: Осень, осенние деревья, Яблоня с яблочком, грибы, птички, солнце за облачком для создания изображения сказочного осеннего леса; бумажные вырубки на осеннюю тему для украшения группы; плакат с изображением алгоритма осени; изображения картин И.И. Левитана «Золотая осень», Е.Е. Волкова «Октябрь», И.И. Шишкина «Первый снег» на флеш носителе; мультимедийное оборудование; магнитола; аудиозаписи «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, «Пение птиц», «Звуки леса»; игрушки – ёжик и птичка; для каждого ребёнка – ножницы; кисть; цветная бумага коричневого (15см*18см), бежевого (10см*18см и 5см*7см), красного (9см*9см) и жёлтого (7см*7см) цветов; заготовки носа, глаз и листочка; клеёнка; тканевая салфетка; маркер чёрного цвета; массажные мячики; клейстер; бутафорское яблоко; яблоки для угощения ребят; книжки (подарки детям); для гостей – конспекты занятия, сувениры «Ёжик с яблоком».

Структура занятия

Вводная часть: приветствие, организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, релаксация, создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

Основная часть: создание условий для художественно-творческой деятельности детей. Актуализация и систематизация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка, осуществление дифференцированного подхода.

Заключительная часть: подведение итогов деятельности, поощрение и подкрепление положительного эмоционального состояния детей (рефлексия). Выход из деятельности.

Время занятия: 35 минут.

Ход занятия

I.    Вводная часть

Организационный (мотивационно-целевой) этап

Группа украшена в виде сказочного осеннего леса.

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день, как много к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и пошлём дорогим гостям хорошее настроение и улыбку.

Дети: Доброе утро и солнцу, и птицам.

          Доброе утро улыбчивым лицам!

Воспитатель: Ребята, гости к нам пришли не просто так! Взрослые тоже иногда очень хотят очутиться в мире сказок.

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит,

Сказка обязательно

Отворит все двери.

А в мире сказок вы поймёте,

Как прекрасен мир, где вы живёте.

Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.

Ребята, нас окружает прекрасный и удивительный мир! У Алексея Константиновича Толстого есть чудесное стихотворение, послушайте его, пожалуйста.

Воспитатель: (на фоне вальса читает стихотворение А.К. Толстого)

... Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят; 
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Воспитатель: Ребята, каким временем года восхищается автор?

Дети: Автор восхищается осенью.

Воспитатель: А, вы любите осень? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, какая бывает осень? (Дети подбирают эпитеты)

Воспитатель: А, сколько осенних месяцев? Как они называются? (Ответы детей)

Сейчас поиграем в игру «Сентябрь, Октябрь, Ноябрь»

Сентябрь — руки вверх,

Октябрь — вперёд,

Ноябрь — опустить.

Воспитатель: Какие же вы внимательные, сообразительные!

Молодцы, ребята! Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной», она прекрасна в любом из своих месяцев, многие великие художники восхищались этим удивительным временем года. Посмотрите на картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», Ефима Ефимовича Волкова «Октябрь», Ивана Ивановича Шишкина «Первый снег» (презентация картин на мультимедийном оборудовании).

Воспитатель: Какая красота! Осень — это время года, когда природа готовится к зиме. Как же она готовится? 

Дети: День становится короче, листья опадают, птицы улетают на юг, часто идёт дождь, дует холодный ветер, на лужах появляется лёд.

Воспитатель: Звери тоже готовятся к зимним холодам. Ребята, а каких диких животных наших лесов вы знаете?

Дети: Медведь, лиса, волк, заяц, белка…

Воспитатель: Я недавно побывала в сказочном лесу, в котором звери, птицы и даже деревья умеют разговаривать, представляете? Хотите прямо сейчас очутиться в этом лесу?

Дети: Да!

Дети присаживаются на корточки, закрывают ладошками глаза. Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель разбрасывает листочки по полу.

Воспитатель: Вот пришёл и сказки час,
                        К волшебству зовёт он нас.

Дети открывают глаза, поднимаются.

Воспитатель:

Ой, ребята, что я вижу, мы попали с вами в лес.

До чего же здесь красиво, много сказок и чудес.

Одну из его сказок я вам сейчас расскажу, а вы мне поможете…

СКАЗКА

На опушке сказочного леса жил милый зверёк. У него маленькие лапки, чёрный нос, на мордочке, словно бусинки – глаза. Иголки покрывают всё его тело, кроме головы и живота. Ножки у него коротенькие, быстро бегать и лазать по деревьям он не умеет. Для леса он очень полезен, т.к. избавляет его от многих вредителей. Как вы думаете, ребята, о каком зверьке наша сказка?

Дети: Наша сказка о ёжике!

Воспитатель: (достаёт из листвы игрушку) Конечно, о ёжике, которого звали… (воспитатель предлагает детям придумать имя ёжику).

Несмотря на такое красивое имя, ёжик очень грустил. Дело в том, что у него осенью много забот: норку утеплить, наесться впрок и накопить подкожный жирок, чтобы не спать голодным долгую зиму. Он, как и медведь, всю зиму спит в своей норке.

Наш герой много трудился, натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Но он совсем не наелся, никак не получалось у него вдоволь еды найти. Ежику кроме сказочных грибов ничего не попадалось, но он продолжал свои поиски.

За ним наблюдали весёлые птички. Они рассказали ёжику о волшебной яблоньке, на которой растут удивительно вкусные яблочки. Все звери лесные лакомятся этими яблочками. Ёжик решил яблоньку непременно разыскать.

Бегал он по лесу и встретил милых белочек, сидящих на ветках ёлочки. Они сидели высоко и всё видели. Белочки с радостью подсказали ёжику путь.

Наконец, прибежал ёжик к волшебной яблоньке, но осталось на её ветвях всего одно прекрасное, спелое и удивительно вкусное яблочко.

Яблоня: Здравствуй, милый ёжик! Догадываюсь, что пришёл ты ко мне за вкусным яблочком? Но у меня не осталось яблок! Ко мне приходили звери лесные большой дружной компанией, я их всех угостила.

Ёжик: А, как же вон то, большое, красное, спелое, последнее?!

Яблоня: Ах, это?! Его просто так не получить! Оно волшебное! Полакомиться им могут только настоящие друзья.

Ёжик: Но у меня нет друзей. Никто из зверей не хочет дружить со мной, ведь я колючий.

Яблоня: А, ты попробуй подружиться с такими же колючими, как ты! С ёжиками! Они ко мне тоже приходили, угощались яблочками. Найти друзей ты сможешь на полянке творчества!

Воспитатель: Ребята, поможем ёжику найти друзей?

Дети: Конечно, поможем!

Воспитатель: Тогда поспешим на творческую полянку этого удивительного леса:

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

На полянке очутитесь,  

За столы творить садитесь!    

II.Основная часть 

Воспитатель: Ребята! Мы с вами знаем, что многие живописцы любили изображать осень. Но красоту природы и её обитателей можно передать не только красками, музыкой, словами, но и при помощи бумаги.

Как называется искусство, когда из бумаги создаются изображения? (Аппликация) 

Сегодня мы с вами тоже превратимся в творцов и создадим Ёжиков в техниках аппликация и конструирование из бумаги. 

У каждого из вас есть детали. Давайте проверим, какие у вас есть детали, какого они цвета?

Дети: Большой коричневый прямоугольник, два прямоугольника бежевого цвета (большой и маленький), три больших красных квадрата, три маленьких жёлтых квадрата, заготовки носа, глаз и листика.

Объяснение алгоритма работы (с вопросами на уточнение). Во время показа воспитатель уточняет, что у ребят есть возможность выбора цвета деталей, они могут сделать детали аппликации так, как им больше нравится.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на Ёжика. Как вы считаете, ребята, из какой детали получится туловище Ёжика?

Дети: Из большого прямоугольника бежевого цвета.

Воспитатель: Совершенно верно! Посмотрите, пожалуйста, как я сделаю туловище.

I этап: Беру большой прямоугольник бежевого цвета, располагаю перед собой вертикально, сгибаю верхние углы так, чтобы оба уголочка встретились в серединке. Посмотрите, из согнутых уголков получился треугольник.      

  

II этап: Получившийся треугольник сгибаю внутрь (направляю на себя), тщательно проглаживаю линию сгиба.

Переворачиваю заготовку, располагая её горизонтально.

III этап:  На следующем этапе я загибаю края заготовки по диагонали, снова тщательно проглаживаю линии сгиба.

Переворачиваю заготовку. Посмотрите, у меня получилось туловище и голова ёжика.

IV этап: Дети, посмотрите, пожалуйста на оставшиеся детали. Из какой детали, по вашему мнению, у меня получится сделать для Ёжика колючую шубку?

Дети: Из большого прямоугольника коричневого цвета.

Воспитатель: Молодцы какие! Теперь я аккуратно намажу клеем заготовку туловища и приклею в центр «шубки», которая будет являться основой нашей аппликации, прижму тряпочкой.

V этап: Вот, что у меня получилось. Только шубка нашего ёжика овальной формы возле головы. Кто-нибудь знает, как мне получить сверху прямоугольника овальную форму?

Дети: Срезать верхние углы, закругляя основу.

Воспитатель: Умнички мои, всё вы знаете! Я так и сделаю (воспитатель придаёт овальную форму основе).

VI этап: А чтобы шубка стала «колючей», я надрежу основу по всему периметру.

Примечание: во время показа данного этапа воспитатель беседует с детьми:

Какие иголки у ежа? (Колючие, острые)

А для чего они ему нужны? (Чтобы защищаться)

Кто враги ежа? (Хищные животные)

Как он защищается? (Сворачивается клубком)

Волк ужасно разъярён-
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки -
Обхитрил он злого волка!

VII этап: Мордочка у ёжика маленькая с вытянутым носом. Его я немного отогну наверх, чтобы сделать более похожим на нос нашего героя (воспитатель показывает нос ёжика-игрушки). Затем приклею носик и глазки (заготовки).

Ёжик почти готов! Осталось сделать яблочко, которыми ежей угостила Яблонька.

VIII этап: Для изготовления яблочка мне понадобятся три квадрата красного цвета.

Я сложу их вместе, а затем согну пополам. Вырежу полукруги (срежу уголки, придавая полукруглую форму нашим деталям).

IX этап: Точно таким же способом вырежу сердцевину для будущего яблочка из квадратов жёлтого цвета.

X этап: Приклею каждую деталь сердцевины к трем деталям яблока.

XI этап: Теперь приклею две получившиеся округлые половинки яблочка к туловищу Ёжика. А третью часть яблочка приклею аккуратно на них.

XII этап: Чёрным маркером прорисую на жёлтой сердцевине косточки, по одной с каждой стороны.

XIII этап: Ребята, посмотрите, пожалуйста! Какая деталь у меня осталась?

Дети: Маленький прямоугольник бежевого цвета.

Воспитатель: Правильно! Из него я сделаю…? (Лапки)

Воспитатель: Верно! Лапки у ежа короткие, с маленькими коготками. Чтобы Ёжик смог держать своё яблочко, я сложу прямоугольник пополам, срежу уголки, закругляя деталь, у меня получаются две овальные детали-лапки.

 Я аккуратно приклею их и прижму тряпочкой. На каждой лапке чёрным маркером я нарисую коготки. Приклею к яблочку зелёный листочек. Вот и всё! Ёжик готов!

Давайте повторим этапы работы (дети повторяют этапы выполнения аппликации).

Воспитатель: Молодцы, всё запомнили. Позвольте напомнить вам ещё кое-что важное: не забывайте пользоваться салфеткой (тряпочкой) и соблюдать правила безопасной работы. Какие правила вам известны? (Ответы детей)

  • Сидеть нужно с ровной спинкой, соблюдать расстояние от глаз до изделия.
  • Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол.
  • При работе внимательно следить за направлением резания.
  • Не держите ножницы лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться.
  • Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  • Не поворачивайтесь к товарищу во время работы с ножницами.
  • Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживайте бумагу рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
  • С клеем обращайтесь осторожно.
  • Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
  • Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
  • При попадании клея в глаза нужно немедленно промыть их большим количеством воды.
  • По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

Воспитатель: Правила будем соблюдать! Договорились?

Дети: Да!

Воспитатель: Прежде чем приступить, подготовим свои ручки к работе.

Массаж рук «Колючий шарик» (с мячиками)

Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на ладошку—
Оказалось…это еж!
(держат мяч одной рукой)

Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катают мячик между ладошками, гладят его,
дотрагиваются пальцами до отдельных «колючек»).

Самостоятельная деятельность детей (звучит музыка «Звуки леса»).

Воспитатель следит за правильностью выполнения задания, оказывает помощь детям, испытывающим трудности в работе.

 III.  Заключительная часть 

Воспитатель: Ребята, вы очень постарались, молодцы, у вас получились замечательные дружные Ёжики. Теперь нам пора отправляться в лес, чтобы Яблонька увидела, как много друзей нашёл наш герой с вашей помощью.

Физкультурная разминка

Под огромною сосной,
На полянке на лесной, (Дети - ежата бегают за воспитателем-ежом) 
Много листьев где лежит,
Ёж с ежатами бежит.
Мы вокруг все оглядим, (Дети делают повороты головой в стороны)
На пенёчках посидим, (Приседают)
А потом все дружно спляшем, (Кружатся)
Вот так ручками помашем. (Машут руками)
Помахали, покружились
Вновь в лесу мы очутились. (Подбегают к Яблоне)

Яблоня радуется, благодарит ребят и угощает Ёжика волшебным яблочком, а ребятам передаёт корзину с яблоками, но просит кушать только тогда, когда они вымоют руки с мылом.

Воспитатель с детьми размещают Ёжиков в сказочном лесу.

Ёжик благодарит ребят за помощь и дарит книжки.

Воспитатель: Заканчивается наше путешествие в сказочный осенний лес.

Нам пришла пора прощаться, и со сказкой расставаться.

Сказка новая опять вас, детишки, будет ждать.

Ну, а вы, Ежи зверушки - самодельные игрушки

Продолжайте впредь дружить, лес волшебный сторожить.

Ведь с друзьями веселей, ждать холодных, зимних дней.

Ребятки, на носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

Снова в садике вы очутитесь!   

Итоги занятия:

Звучит музыка «Пение птиц»

Воспитатель: Ребята, к нам из леса прилетела птичка (игрушка). Она очень хочет узнать, понравилось ли вам помогать Ёжику в поиске друзей? Какое задание оказалось для вас самым сложным? Какое самым интересным? Какое задание больше всего понравилось?

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим гостей, которые очутились в сказке вместе с нами и подарим им сувениры на память о сказочном приключении.

Дети с воспитателем благодарят гостей и вручают сувениры.

Воспитатель: Что скажем гостям на прощание?

Дети: До свидания, гости дорогие, приходите ещё!

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Котик
Котик
5 лет)))
5 лет)))