Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Реализация образовательной программы дошкольного образования средствами игровой деятельности

Реализация образовательной программы дошкольного образования средствами игровой деятельности

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, один из разработчиков ФГОС дошкольного образования отмечает, что в нем впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком дошкольного возраста, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество, какие требования предъявляются к системе подготовки кадров для дошкольного образования. 

 

 

 

В стандарте намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию, обозначена целевая установка для деятельности педагога: поощрение инициативы, уверенности, самостоятельности ребенка. Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности, прежде всего, игровой. В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня.
Очень серьезное требование ФГОС дошкольного образования - вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.
"Сейчас происходит разрушение культурной жизни детства. Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста нужно обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – "хочу учиться". А не бессмысленно будет отличать букву «а» от буквы «б», поскольку это совершенно вне логики детского дошкольного развития. Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты готовности детей к школе», - считает один из разработчиков стандарта, директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. 


При проектировании образовательной программы дошкольного образования важно помнить, что:
1.    Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Педагог заранее продумывает и планирует обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.
2.    При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности игра используется  как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более  старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня занятия (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).
3.     При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
4.    Ежедневно педагоги планируют и организуют совместные игры: 
·    подвижные; 
·    дидактические; 
·    настольно-печатные;
·    театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры);
·    сюжетно-ролевые; 
·    игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; 
·    коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; 
·    профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.
5.    При организации и проведении совместных игр педагог занимает позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.
6.    Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.
7.    В перспективном плане педагог прописывает разнообразные виды игр (они представлены выше), с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью.
8.     Цель в плане воспитателя обозначается конкретно, избегая расплывчатых формулировок
9.    В календарном плане указываются только новые игры, цели, проблемные ситуации, игрушки, которые способствуют развитию детей. Например: внести в группу макеты для разыгрывания ситуаций на улицах города или села. 
10.    Педагог гибко реагирует на ситуации, настроение детей и в соответствии с этим проводит ту игру или ее вариант, который сейчас будет интересен детям, а не тот, который был заранее спланирован педагогом. Кроме того, воспитатель грамотно продумывает способы вовлечения детей в ту или иную игру: ситуации удивления, отсроченного ожидания, проблемные вопросы и ситуации, которые помогут детям с интересом включиться в предложенную игру. 
11.    Педагог внимательно изучает особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
12.    Воспитатель внимательно наблюдает за игровыми интересами детей, преобладающими игровыми сюжетами и диалогами и на основе наблюдений планирует новый, развивающийся сюжет для сюжетно-ролевой игры. 
13.    Новый, развивающийся сюжет планируется педагогом на предстоящий месяц (при продолжении интереса игру можно продлить еще на длительное время – на 2-3 месяца).
14.     В перспективном плане педагог указывает одну игру на месяц и одну цель к ней. 
15.    В календарном плане (проведение сюжетно-ролевой игры подразумевается ежедневно в свободный временной промежуток утром, после занятий, сна, перед уходом домой) педагог прописывает только ситуации удивления, внесение и обыгрывание новых игрушек и атрибутов, проблемные ситуации, которые планируются для дальнейшего стимулирования детей к развитию сюжета.
16.    При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитатель лишь использует игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях. 
17.    В групповой комнате особо выделяется пространство для размещения и оформления новой сюжетно-ролевой игры: вместе с детьми обсуждается ее название, эмблема, месторасположение. Важным условием возникновения длительных игр является то, что новый сюжет, созданный и оформленный в групповой комнате в удобном для всех месте 
18.    Игровые атрибуты могут быть размещены в отдельных стеллажах и шкафах, специально оборудованных коробках и корзинах. Важными условиями их использования является доступность для детей, многофункциональность, безопасность для жизнедеятельности детей, разнообразие и многообразие.
19.    Свободная самостоятельная игра начинается не с распределения ролей и скучной беседы, а с заранее условленного сигнала: со слов «А сейчас можно поиграть», с музыки, песенки, стихотворения, звукового сигнала.
20.    Педагог продумывает свое пространственное расположение: находится там, откуда видны все играющие дети; располагается рядом с малышами в условиях разновозрастной группы или поближе к новому игровому пространству, где разворачивается новый, развивающийся сюжет. 
21.    При возникновении ссор и конфликтов между детьми воспитатель продумывает тактику поведения: обдумывает целесообразность вмешательства, приемы и способы психологической поддержки детей.
22.    Педагог умело находит место и время для внесения запланированной заранее игровой ситуации (приглашения гостя, внесения новых атрибутов, диалога), которая предполагает удивление детей, стимулирование их творчества и фантазии.
23.     При обыгрывании момента удивления педагог не привлекает внимания всех детей искусственно, взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к игровой ситуации.
24.    Педагог вовлекает в игру детей, учитывая их особенности, способности и интересы. 
25.    В группе заранее, перед игрой продумывается и организовывается пространство для развития игры каждого ребенка: столы для рисования и работы с тестом, место для приготовления концерта или презентации, пространство для самого кафе или магазина.
26.    Педагог не распределяет роли, а способствует самостоятельному определению ребенка на роль. 
27.    В процессе выполнения игровых действий воспитатель предлагает детям усложняющиеся задания, которые способствуют индивидуальному развитию каждого ребенка. 
28.    Педагог привлекает детей к планированию предстоящего сюжета игры, используя разнообразные приемы: игровые проекты, игровые словарики и дневники, метод «мозгового штурма», «банк детских идей», сюжетные рисунки детей и взрослых и т.д.
29.    Педагог создает условия для продолжения сюжетно-ролевой игры на прогулке, где заранее создает предметно-игровую среду: выносятся игрушки и атрибуты; создаются закрытые «островки» в виде палаток, накидок на столы и кустарники; продумываются способы взаимодействия детей разных возрастов по интересам ребенка. 
Эти рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. 

 

Из ФГОС дошкольного образования.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка