Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Речевая культура педагога

Культура речиявляется одним из компонентов общей культуры человека и представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения, позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. То есть культура речи охватывает на всю речь, а только ту ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и нормами литературного языка. Литературный язык – это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка.

Выделяют следующие нормы литературного языка:

  • орфографические и пунктуационные нормы – правила написания слов и употребления знаков препинания;
  • грамматические нормы – правила словоизмения и словообразование, а также синтаксические связи (словосочетания и фразы);
  • орфоэпические нормы – постановка ударения и произнесение гласных и согласных звуков в словах;
  • лексические нормы – правильность выбора слова и уместность его применения в тех или иных сочетаниях с другими словами.

Основными орфоэпическими ошибками являются:

  • смягчение согласных звуков ([коньфеты], [сосиськи] и т.п.);
  • вставка различных звуков ([радиво], [какаво], [инциндент], [рубель] и т.п.);
  • уподобление и расподобление согласных ([боисся], [лаболатория], [колидор] и т.п.);
  • неправильная постановка ударений.

К основным лексическим ошибкам относятся:

  • смешение паронимов – слов близких по звучанию, различных по смыслу
  • тактичный – тактильный
  • вдох – вздох
  • нетерпимый – нестерпимый
  • проблема - дилемма
  • тавтологические сочетания – неоправданное употребление однокоренных слов
  • следует следующее
  • сервисное обслуживание
  • явление проявляется

В некоторых случаях тавтология оправдана:

  • угощать гостей
  • варить варенье
  • закрывать крышкой
  • отгадать загадку

плеоназм – речевая избыточность

  • мемориальный памятник
  • смелый риск
  • свободная вакансия
  • отступать назад
  • собранные вместе материалы
  • прейскурант цен

искажения в употреблении фразеологических оборотов

  • вернуться в свои пенаты
  • играть значение

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

В речи педагогов ДОУ отмечаются следующие недостатки:

  • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (чтовместо [што], его вместо[ево];
  • произнесение слов с акцентом или  с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки!  Катенька, убери чашечку со столика!);
  • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»);
  • использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.

В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:

1.  Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении основные нормы русского литературного языка: орфоэпические нормы, (правила литературного произношения), нормы образования и изменения слов, синтаксические и стилистические нормы.

2.  Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

3.  Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

4.  Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов).

5.  Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6.  Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

7.  Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса.

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.

В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе.

Источник

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка