Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

«Они нуждаются в нашей защите»

«Они нуждаются в нашей защите»

Презентация проекта "Животные Красной Книги России" в подготовительной к школе группе с участием родителей

Цель: воспитание осознанно-правильного отношения к планете Земля, как к общему дому.

Задачи:

Продолжать формировать знания детей и весенних изменениях в природе; ответственное и доброе отношение к родной природе; убеждения о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её беречь.

Упражнять в умении классифицировать животный мир.

Продолжать знакомить детей с Красной книгой России. Соединять рассказы о животных из этой книги с легендами и стихотворениями.

Воспитывать способность видеть красоту в каждом живом существе.

Развивать представления, любознательность, память, внимание.

Продолжать формировать словарный запас и грамматически правильную речь детей, развивать связную речь, учить использовать в речи простые, распространённые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, согласовывая слова в предложениях.

Развивать интерес и любовь к художественной литературе, продолжать учить запоминать и выразительно читать стихотворения.

Учить использовать полученные знания в дидактических и подвижных играх.

Формировать умение слушать и понимать обращённую к ребёнку речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы. Воспитывать в детях общительность, сдержанность.

Прививать любовь к природе посредством музыки.

Оборудование: мяч; большая «Красная книга» - макет; цветная бумага чёрного, красного, белого, серого, жёлтого и зелёного цветов; наголовники «героям из Красной книги» (олень северный, барс снежный, медведь белый, песец голубой, тигр амурский, sos, страницы); птичка (игрушка), книга жалоб для птички; ноутбук, видеоматериал на песню О. Газманова «Красная книга»; 2 плаката с изображением планеты (грустная и радостная), карточки с изображениями, что для планеты хорошо, а что плохо; шапочки-маски к игре «Кто самый важный» с изображением солнца, воды, воздуха, почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца), хищного животного (волка), человека, микроба; изображения букв; 2 обруча: красного и жёлтого цветов, изображения животных из красной книги и простых животных; глобус; плакат с изображением Земного шара, картинки с детьми на каждого ребёнка; ромашки 14 шт., бабочки 12 шт.; магнитола, флеш-карта с музыкальным материалом.

Ход:

Дети под музыку «Разноцветная планета» заходят в группу, держась за руки проходят по кругу, становятся полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? (Ответ детей – Весна!)

-Правильно. Давайте послушаем интересное стихотворение о весне.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне,

Природа отдала приказ -

Салютовать весне,

Приказ черемухе - цвести,

Крапиве - быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам – громко петь,

А солнцу – выйти из-за туч

И веселее греть!

- Давайте представим, что все мы – первые весенние листочки. Все мы разные по форме, выросли на разных деревьях. А также у весенних листочков может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции весенних листочков.

- Некоторые листочки радуются весне. Давайте изобразим веселье и радость!

- А другие смеются, глядя как играют солнечные зайчики.

-  Кто-то грустит, когда идет дождик. Давайте изобразим грусть.

- А кто-то сердится на ветер, который сильно дует и может оторвать его с родной ветки.

- Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.

- Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции весенних листочков.

Весна – удивительное время года, она дарит всему живому много тепла и добра.

Психогимнастика «Поделись своим теплом» (под музыку) 

 Предложить детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового весеннего солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.

Воспитатель: -Как называется наша малая Родина? (Ответ детей: Чехов)

-Как называется наша большая Родина? (Ответ детей: Россия)

-В нашей стране живет много разных животных, растет много разных растений. Давайте поиграем в игру и вспомним растения, животных, птиц, насекомых.

Игра: «земля, вода, огонь, воздух».

Правила игры: Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь животное; на слово «Вода!», играющий отвечает названием какой-нибудь рыбы; на слово «Воздух!» -названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Дети садятся на места.

Воспитатель: - Среди названных вами растений, животных, птиц, насекомых есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Они могут исчезнуть совсем, если им не поможет человек.

-Почему их осталось очень, очень мало? (Ответ детей: -Потому что есть недобрые, злые, жестокие люди, которые убивают животных, ловят их, вырывают с корнями растения, топчут их и т. д.)

- Из-за чего страдают животные и растения? (Ответ детей: - Из-за красивого меха, из-за вкусного мяса, из-за того, что люди их боятся).

-Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- И вот, ученые решили издать Красную книгу.

Воспитатель выносит большую Красную книгу (макет)

- Все животные, внесенные в Красную книгу, находятся под охраной государства. На них запрещено охотиться, их нельзя ловить, убивать.

- А почему, ребята, книга Красная, а не какого-нибудь другого цвета? (Ответ детей: - Потому что красный цвет- цвет опасности, тревоги. Внимание! Остановись! Оглянись! Подумай, человек, о природе. Сигнал беды.)

Воспитатель: - Какие есть странички в этой книге?

Страницы чёрного цвета. На таких страницах содержатся списки тех животных, которые исчезли с лица Земли.

Страницы красного цвета. На таких страницах находится информация о видах, которые находятся на грани исчезновения.

Страницы жёлтого цвета. На таких страницах информация о животных, популяция которых стремительно уменьшается.

Страницы серого цвета. На таких страницах размещена информация о малоизученных животных, места обитания которых труднодоступны.

Страницы белого цвета. На таких страницах находится информация о видах, численность которых и так всегда была небольшой.

Страницы зелёного цвета. На таких страницах располагается информация о видах, численность которых восстановлена и на данный момент находится вне опасности исчезновения.

Воспитатель: Умнички! А ребята подготовили стихотворение о природе! Выходите, пожалуйста. 

Стихотворение о природе (читают двое детей):

Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете…

Лев и журавль, попугай и лисица,

Волк и медведь, стрекоза и куница.

Белые розы, лесные дубравы,

Реки, озёра, деревья и травы.

Синее море, лесной ручеёк,

Все доверяют тебе, человек!

Ты самый умный, а значит в ответе

За всё живое, что есть на планете!

Надеть наголовники: олень северный, барс снежный, медведь белый, песец голубой, тигр амурский (уссурийский), sos, страницы. Дети в наголовниках прячутся за книгой.

Дети садятся на места. Появляется птичка-невеличка (игрушка).

Воспитатель: -Здравствуй, птичка-невеличка. Мы рады тебя видеть, что ты хочешь нам сказать? (Птичка щебечет, воспитатель озвучивает игрушку).

 Звери к вам меня послали,

Да свои наказы дали.

В этой книге жалобы зверей

На таких плохих людей

Кто природу обижает,

Нас совсем не уважает.

Воспитатель зачитывает несколько жалоб (загадки):

1 Он мяукал у дверей?

Открывайте мне скорей,

Очень холодно зимой!

Кто же просится домой?

Дикий кот (манул)

2 Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - …

Красный волк

3 Лежать он может целый день,

Ему лежать совсем не лень.

Тюлень

4 Из семейства полорогих,

Подсемейство же быков,

Он один из тех немногих,

Что пришёл к нам из веков.

Зубр

Воспитатель: - Дорогая гостья, оставайся с нами, а сейчас послушаем, что расскажут нам некоторые страницы «Красной книги».

В центре группы стоит большая Красная книга, из-за нее выходят по очереди дети в наголовниках животных, которые занесены в Красную книгу, и рассказывают о себе.

Олень северный:

Возят груз большой без лени
В тундре северной олени:
Хоть копыта и не шины,-
Выполняют роль машины.

Барс снежный:

У меня шикарный хвост,

Он длинною во весь рост!

Ведь с таким по кручам

Прыгать много лучше.

А в своем густом меху

Спать могу я хоть в снегу!

Он замерзнуть мне не даст,

Ведь не зря я -  снежный барс.

 Белый медведь:

Там, где море холодное очень, 
И — куда ни посмотришь — снега, 
Где полгода — полярные ночи, 
Где свирепствует злая пурга — 
Там на льдинах дрейфуют медведи 
В белых шубах, с морскою душой — 
Им Полярная звёздочка светит, 
И медведица в небе — ковшом. 

Песец голубой:

Я в пургу живу в сугробах,
Но поймать меня попробуй:
Я зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.
Невидимка в белой шубке-
Хищник остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец
Называюсь я - песец.

Тигр амурский:

Тигр Уссурийский живет на планете

Он – самый большой из кошек на свете!

По рекам Амур и Уссури он бродит,

Но в дом к человеку никогда не заходит!

Тигр – зверь легкоуязвимый,

Он Красной книгой России хранимый!

Фонд Дикой природы его охраняет,

Ведь тигр Уссурийский почти вымирает!

Пусть больше в России заповедников будет,

А люди животным друзьями пусть будут!

SOS:

- Красная Книга – это символ беды

Красная книга – это сигнал «SOS»

Жизнь того, кто вписан в неё,

Ставится под вопрос.

Быть или не быть!

Жить или не жить!

С солнцем, радугой, весной

Долго ли ещё дружить?

Страницы:

- Цветы, деревья, травы, птицы,

Не могут ни вздохнуть,

Ни вскрикнуть,

Но в Красной книге

Все страницы кричат

Кому грозит погибнуть.

Воспитатель:

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Охраняется Красной книгой

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются птицы,

Охраняются звери,

Охраняются даже цветы.

“Красная книга” – Красная!

Значит, природа в опасности!

Просмотр видео на песню О. Газманова «Красная книга»

Воспитатель: - Нужно, ребята, беречь и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, жабы и др. Все они нуждаются в нашей защите. Давайте представим себя разными животными, и отправимся на помощь к ним.

Разминка «Звери шли на водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок,

(Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой-медведицей шел медвежонок,

(Идут вперевалку)

За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Останавливаются)

Воспитатель: - Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Давайте вместе подумаем, чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответ детей: -Мы не будем сами их обижать, и не дадим в обиду другим. Расскажем всем знакомым о беззащитности животных и растений).

Воспитатель: - Дорогие ребята, а чтобы всё было так, как вы сказали, необходимо соблюдать правила поведения в природе. Давайте поиграем в игру. 

Игра " От чего планета грустит и радуется"(под музыку)

Правила игры: Перед детьми 2 рисунка с изображением планеты, которая грустит, и которая радуется. Отдельно лежат карточки, что для планеты хорошо, а что плохо. Дети делятся на две команды. И по сигналу первая команда собирает карточки к радостной планете, а вторая - к грустной. В конце игры ведущий проверяет задание.

Воспитатель: - Соблюдайте эти правила, берегите Землю, на которой живёте, и она отплатит вам крепким здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц.

- Вы знаете, что природа и человек крепко-накрепко связаны друг с другом.

-Давайте проследим эту взаимосвязь с помощью игры «Кто самый важный».

Правила игры: Раздать детям нагрудные знаки или маски с изображением солнца, воды, воздуха, почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца), хищного животного (волка), человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что он самый важный в природе, и поясняет почему.

Дети: (поочередно):

-Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

- Я – вода, главнее. Без меня вы погибнете.

- Я- воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я самый главный.

- Я – почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

- Я – растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

- Я – насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян.

- Я – заяц, травоядное, тебя, растение, съем. Значит я важнее.

- Я – хищный волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

- Я – человек. Могу управлять водой и ветром, распахивать земли, посадить растения, разводить животных. И на тебя, волк, могу охотиться.

- Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный.

- Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети: (хором): - Всё связано со всем! (поднимают руки)

Воспитатель: - Это один из главных законов экологии –науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу.

Все-все-все на свете нужны

И мошки не меньше нужны, чем слоны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки

У мышки без кошки не лучше делишки.

-А сейчас, давайте отдохнём и поиграем в игру «Живой Букварь» (Садятся на стульчики).

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению. 
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!

Воспитатель показывает детям букву, а они должны назвать животного или птицу на эту букву (например: буква «л»: лошадь, лев, лось, лиса).

Воспитатель: - Молодцы! Мы приготовили много игр сегодня! Хотите поиграть ещё? (Дети: Да!)

Игра «Сделай шаг»

Дети встают в один ряд возле своих стульчиков. Воспитатель каждому задает вопросы, если игрок правильно отвечает – делает шаг вперед, если нет – остается на месте.

1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

2. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

3. Сколько ног у паука? (восемь)

4. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

5. Как одним словом называют животных, которые живут с человеком?

6. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

7. Ворона, скворец, грач, воробей, ласточка - кто это? (птицы)

8. У какого дерева ствол белый? (у березы)

9. Как называется дом у муравьев? (муравейник)

10. Что страшнее птице- голод или холод? (голод)

11. Как называют человека, который лечит животных? (ветеринар)

12. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

13. На каком дереве растут желуди? (на дубе)

14. Карась, щука, сом, окунь - кто это? (рыбы)

15. Какая птица лечит деревья? (дятел)

16. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

17. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

18. Чем питается бабочка? (нектаром)

19. Кто в лесу плетет паутину? (паук)

20. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

21. Какого цвета листья на деревьях зимой? (их нет)

22. Какие яблоки растут на березе? (не растут)

23. Какое насекомое питается кровью? (комар)

Воспитатель: - А теперь, подвигаемся? (Дети: Да!)

Игра-эстафета «Найди животное» (под музыку)

Раскладываются два обруча. В красный необходимо положить изображения животных из красной книги, в желтый все остальные. Когда начинает играть музыка, участники по очереди бегут к коробочке с изображениями, выбирают нужное, складывают в обруч и бегут передавать эстафету другому.

Воспитатель: - Отлично справились! Давайте покажем и расскажем друг другу и гостям как надо любить и охранять природу.

Четверо детей читают стихотворение (с глобусом)

1. Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

2. Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

3. Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

«Ты береги нас, береги!»

4. Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу».

Воспитатель: - Беречь нужно всю нашу планету. Ребята, скажите, пожалуйста, что надо делать чтобы все страницы красной книги были зелеными.

Дети: Охранять природу!

Звучит приятная фоновая музыка.

Воспитатель: Согласна с вами! Я, например, не буду рвать паутину, (приклеивает картинку по краю изображения Земного шара.) Возьмите картинки. Они будут символом того, что вы тоже будете охранять природу. (Дети приклеивают картинки к изображению, говорят о своих действиях по охране Земли; получается, что дети охраняют планету).

Воспитатель: Помните историю по мальчика, цветок и мотылька? (Дети: Да!)

«Я сорвал цветок, - и он увял.

Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем!»

Воспитатель: Как можно прикасаться к природе?

Дети: Только СЕРДЦЕМ!!!

Воспитатель: А как прикасаться к природе сердцем мы сейчас покажем вместе с вашими родителями.

Танец ромашек и бабочек (с родителями)

Воспитатель: - Благодаря вам, дети, сегодня мы узнали много нового, интересного, полезного, нужного для каждого человека. Спасибо вам! Вы, как юные экологи, много знающие о бережном отношении к природе, рассказывайте об этом всем своим друзьям, знакомым и подавайте пример окружающим!

Воспитатель: Хочется закончить нашу встречу словами:

Ребёнок 1:

Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака.


Ребёнок 2:
Этот мир был
Нам подарен
Миллионы лет назад
Сохранить природу нашу
Просим всех ребят 

Ребёнок 3:

На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес и поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.

Любите родную природу–

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобой на ней,

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»

 

Друзья, не забудьте указать активную ссылку на сайт "Надежда" при использовании материала данной публикации! 

 

Конспект (файл для скачивания)

Комментарии (2)
Виктория # 22 апреля 2018 в 12:05 0
Нет слов!!!!! Восхитительно!!!!! Молодцы!!!!!
Алина # 25 апреля 2018 в 14:56 0
Я в восторге от Вашей разработки! Очень хочу внести Ваш опыт в свою практику! Спасибо большое, Елена.
Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка