Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Реализация коллективных творческих проектов в детском саду

Реализация коллективных творческих проектов в детском саду

Введение
Творчески работающие педагоги, деятельность которых направлена прежде всего на развитие качеств личности, познавательных, творческих способностей детей, находятся в постоянном поиске наиболее эффективных средств и методов развития воспитания. Одним из таких методов является метод проектов, использование которого дает возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Поскольку дошкольники в силу возрастных особенностей не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе детского сада, как правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.
В зависимости от тематики, состав участников, сроков выполнения в дошкольной образовательной организации реализуются проекты разных видов.
Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка. Данная брошюра содержит консультации и рекомендации педагогам, которые в большей степени помогут изучить и измерить потребности детей, их мотивы, состояния по разработке и внедрению игровых проектов. Педагоги формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево - игровыми действиями. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.
Коллективные творческие проекты в дошкольном учреждении
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Ничто так не объединяет и не сплачивает детский коллектив как совместная творческая деятельность, в которой принимает участие вся группа. Одним из видов совместной творческой деятельности детей и педагога может быть создание одной большой, значимой для всех участников творческого процесса, коллективной работы при помощи разных изобразительных средств и художественных, как традиционных, так и не традиционных, приёмов и методов рисования, аппликации и т. д. в виде картины, плаката или стенгазеты.
Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В. Кил - Патрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам. В. Килпатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
Проекты делятся по видам деятельности:
• Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр.
• Ролево - игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи.
• Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т.д.
Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю), другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний. Происшествий, вызвавших у детей интерес. Например, проект, родившийся из рассказа ребенка о желтых ромашках, увиденных у бабушки в деревне, был посвящен изучению жизни цветов. В одной комнате работают до пяти групп по 2-4 человека. Не обязательно, чтобы все были заняты одним и тем же проектом. Воспитатели следят за тем, чтобы все дети поучаствовали в разных видах деятельности. Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень заинтересованности определяется воспитателем.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных. Социально-политических. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Переход ДОУ на проектный метод деятельности.
Как правило, осуществляется по следующим этапам:
• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.
• Комплексные тематические занятия.
• Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).
• Метод проектов. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.
Творческие проекты. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта. Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности. Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация). Для примера приведен фрагмент «сочинения» дошкольниками музыки к придуманному ранее тексту сказки. Поначалу мелодия не складывалась, пришлось додумывать и изменять саму сказку. Решили заодно нарисовать к ней иллюстрации. Коллективное творчество принесло свои плоды
Реализация коллективных творческих проектов
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Они классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Задачи развития:
• обеспечение психологического благополучия и развития детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
В любом случае основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения является развитие свободной творческой личности ребенка. При этом задачи проектной деятельности следующие:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте - это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основные этапы любой проектно-исследовательской работы следующие:
1. Определение темы
2. Определение целей
3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:
- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;
- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.
4. Выполнение проекта - практическая часть.
5. Подведение итогов.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым не даст должного эффекта. Педагог дожжен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
Так как в силу психофизиологических особенностей, ребенок дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.
Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием. Однако еще
сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять. Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным. Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения. Данный этап позволяет решить несколько задач:
- развитие научной речи;
- развитие умения работать с текстом;
- анализ продукта собственной деятельности;
- возможность продемонстрировать свои достижения.
Защита проекта должна осуществляться публично. При этом следует привлекать авторов других проектов и просто зрителей - детей, педагогов, родителей. В процессе защиты своего проекта дошкольник учится излагать материал, свои мысли, сталкивается с другими взглядами на рассматриваемую проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Советы воспитателю по работе над проектом:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т.п.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Заключение
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать   творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения»
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Л.Морозова подчеркивает, что ей импонирует то, что она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.
В адаптивном виде метод проектов может быть полезен и эффективен в работе дошкольного образовательного учреждения. В современной методике обучения детей (как на занятиях, так и вне их) метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта).
Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе. При этом педагоги иногда не дифференцируют его с понятием проблемного обучения и внедряют в педагогический процесс оба подхода. Между тем проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность воспитанников и учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В заключение хотелось бы отметить, что использование метода проекта решает задачу познания дошкольниками окружающего мира на простых и близких примерах, содействует разрешению многих проблем образования в условиях социума, приучает к самостоятельности.



Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка