Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Анализ результатов применения технологии

Анализ результатов применения технологии

С целью анализа и оценки результатов была проведена контрольная диагностика, в которой использовались задания, аналогичные первичной диагностике по каждому структурному компоненту диалога: речевому этикету, запросу информации и составлению диалогов в ситуациях стимулированного общения. Согласно полученным данным, были составлены сводная таблица и диаграмма показателей развития диалогической речи детей подготовительной к школе группы 43.

Таким образом, количество детей высокого уровня после обучения, заметно возросло, высокий уровень на 7%, среднего на 13%, и на низком уровне 0.

Результаты изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе (апрель 2017 г.)

Анализ количественных и качественных показателей и контрольного среза свидетельствует, что диалогическая речь детей приблизилась к основным характеристикам полноценного диалогического высказывания: диалоги детей соответствуют ситуациям, реплики логически и структурно взаимосвязаны; дети владеют навыками употребления речевого этикета в соответствующих ситуациях, могут варьировать речевые штампы в зависимости от характера речевой ситуации; владеют навыками запроса информации, а также навыками построения различных диалогических единств, употребляют реплики различного вида: сообщения, побуждения к действию, советы, просьбы, утверждения и др.; в репликах детей используются неполные, усеченные конструкции, вводные слова, междометия, частицы, штампы речевого этикета, что характерно для полноценного диалога; дети владеют различными приемами, стимулирующими собеседника продолжить разговор: встречными вопросами, добавлениями, присоединением к сказанному, сообщением новой информации.

Выводы по применению технологии

Таким образом, контрольная диагностика подтвердила целесообразность и эффективность применения технологии Бизиковой О.А. для обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Результаты изучения диалогической речи детей позволяют утверждать, что условиями эффективного обучения дошкольников диалогической речи являются:

- поэтапное обучение детей диалогу;

- создание системы упражнений, построенных на ситуативной основе, где единицей обучения выступает диалогическое единство;

- создание игровых и речевых ситуаций;

- ознакомление детей со структурными компонентами диалога (речевыми штампами, запросами информации, реплицированием).

В процессе экспериментальной работы дети научились располагать предложения в логической последовательности, последовательно строить диалогическую речь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, диалог как вид речевого общения предполагает, прежде всего, умение формирования подготовленной диалогической речи, выражения собственного мнения, суждения, рассуждения. Основными педагогическими условиями для развития диалогического общения детей являются: развивающая педагогическая среда, пространство общения; правила организации детей; неурочные формы обучения родному языку; недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Изучив методическую и педагогическую литературу речевого развития детей старшего дошкольного возраста, выявив уровень развития связной речи и экспериментально доказав эффективность применения технологии Бизиковой О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» я пришла к выводу: дети активно вступают в контакт с собеседником, в беседе быстро реагируют на реплики, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Дети хорошо владеют повседневными речевыми этикетами, употребляя различные ее формы в зависимости от ситуации. Способны самостоятельно вести расспрос, речь становится правильной, связной.

Также применение данной технологии оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.

 

Список литературы

1. Арушанова А.Г., Дурова, Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей /Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 216 с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 2002. – 285 с.

3. Большакова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большакова СПб., 2005 – 71 с.

4. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Сфера, 2002. – 328 с.

5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Гомезо и др. – М.: Педагогика, 2002. – 295 с.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001. – 480 с.

7.Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-7 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /Т.И. Гризик Л.Е. Тимощук. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2005.

8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. – 318 с.

9. Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г. Развитие диалогической речи с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 64 с. : ил. – («Коррекционная педагогика»).

10. Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М.: АСТ, 2005. – 152 с.

11. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Союз, 2005. – 482 с.

12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. / Р.С. Немов /Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 2004. – 556 с.

13. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – (Серия «Методический кабинет»)- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 176 с. + цв. Вклейка.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: АСТ, 2001. – 279 с.

15. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М., «Просвещение», 1976. - 224 с. с ил.

16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1984. – 223 с. ил.

17. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 240 с. (Развиваем речь).

18. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. Пособие /А.В. Чулкова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 220с.

19. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: /под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983. – 64 с., ил.

20. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Сфера, 2000. – 392 с.

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка