Сайт старшего воспитателя МБОУ гимназии №7 Каргашиловой Елены Ивановны

Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста

Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста

Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения.  В раннем детстве речь ребенка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или с помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим его речь, как указывает   Д. Б. Эльконин, представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование в удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности. Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном выполнении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Появляется новая форма речи-сообщения. У дошкольников возникает необходимость договориться об общем замысле деятельности, распределении функций, контролем, за выполнением правил и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь, и возникают новые ее формы-указания, оценки, согласование действий. Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А. Г. Рузской. Она отмечает, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего. А. Г. Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей с 2 до 7 лет. Для детей двух-трех лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор. Дети трех-четырех лет начинают беседу не без интереса, но после двух-трех вопросов начинают отворачиваться, ерзать на стуле и, наконец, заявляют: "Я не умею так, я не хочу в это играть" У детей четырех-пяти лет приглашение к беседе не вызывает смущения или желания избавиться от нее. Она протекает даже оживленно. Дети пяти-шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения с взрослым. У детей шести-семи лет во время беседы появляются инициативные обращения к взрослому. Беседа доставляет им большое удовольствие. Ребенок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения с взрослым сложные и сокровенные темы. Особенности диалога младших дошкольников раскрыла Т. Слама-Казаку, отметив, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:

-у детей кроме простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, "сентиментальные объяснения";

-многочисленные обращения принимают повелительную форму ("Смотри!", "Слушай!", "Иди!"). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;

-диалог принимает форму либо простого или сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;

-у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового;

-диалог между ребенком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчеркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придает более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребенком-слушателем;

-структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник;

-в диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики;

-неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнерами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнер включает в диалог, другой выходит);

-непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Когда один из говорящих, внезапно увлеченный новым интересом, начинает говорить о чем-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, ее часть переключается на новую тему.

Медиа
С Днём дошкольного работника 2023
С Днём...
Новые статьи
22 марта 2024
Региональный семинар-практикум для музыкальных руководителей
16 марта 2024
Широкую Масленицу отметили в дошкольном отделении
16 марта 2024
Семейный кулинарный конкурс на лучший рецепт блинов "Блинный хоровод"
17 февраля 2024
Четвёртое занятие трека "Орлёнок - Спортсмен" регионального проекта "Орлята - Дошколята" в подготовительной к школе группе
17 февраля 2024
"Весёлые старты"
13 февраля 2024
"Басни дедушки Крылова"
8 февраля 2024
Информационный час, посвящённый Дню Российской науки в МБОУ гимназии №7
8 февраля 2024
"Сто затей для друзей"
1 февраля 2024
Открытие трека «Орлёнок - Спортсмен»
28 января 2024
"Путешествие по Чеховским произведениям" - художественно - музыкальное мероприятие для старших дошкольников
29 декабря 2023
Профсоюзный конкурс "Новогоднее настроение - 2023" на лучшее новогоднее оформление дошкольных учреждений
15 декабря 2023
Муниципальный семинар для руководителей дошкольных отделений «Использование инновационного оборудования в рамках проекта "Предшкола"
9 декабря 2023
"День неизвестного солдата в России"
1 декабря 2023
Международный день инвалидов "Протяни руку помощи" в дошкольном отделении
17 ноября 2023
Дошколята отметили День рождения Дедушки Мороза