Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Экологическая ступенька к детскому творчеству

Экологическая ступенька к детскому творчеству

Для улучшения своей педагогической деятельности и содержания дошкольного образования в сторону развития творческих способностей детей, педагогу целесообразно использовать экологическое воспитание, несущее объединяющую функцию содержания образования. 

 

 

 

 

 

 

Идеи о сущности человека и его взаимоотношении с природой, а также теория и методика экологического воспитания раскрыты у С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Н.Н. Кондратьевой, С.А. Веретенниковой, Ф.Г. Фокиной, О.М. Газиной и др.

Экологическое воспитание является отличным помощником в развитии творческих способностей дошкольников, ведь именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественное развитие способностей ребенка, его творческой личности. Наглядно-образное, наглядно-чувственное мышление, свойственное дошкольнику, непосредственное восприятие красот природы, ее связей и закономерностей позволяют сформировать интеллект ребенка, развивать творчество.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Сегодняшние авторские и комплексные программы экологического воспитания для детей дошкольного возраста недостаточно направлены на развитие творческих способностей детей, в связи с чем, выявление педагогических условий развития творческих способностей дошкольников в процессе экологического воспитания является важной задачей каждого педагога.

   Открыть для детей красоту природы и научить творчески смотреть на нее дело не из легких. Для этого взрослые, окружающие ребенка сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети мгновенно впитают и применят в жизни стиль поведения взрослых. Дети чрезмерно наблюдательны и внимательны к словам окружающих взрослых, хорошо отличают положительное и отрицательное в их действиях. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, познание и творческое осмысление.  Ребенок успешнее развивается через творческую деятельность. Творчество – это основная составляющая детства. Творчество взрослых, привнесенное в развитие ребенка – это залог успешного и способного человека с развитым творческим потенциалом в будущем.

Творчество в современном мире невозможно переоценить. Творческие профессии очень актуальны и востребованы. Развивая в детях творческие способности, мы растим целеустремленных людей, которым легче найти свой жизненный путь в нашем непростом мире. Прививая детям любовь к окружающему, воспитывая уважение к природе, мы закладываем все самое лучшее в своих воспитанников. Природа действует на ребенка целебно и благотворно. Через экологическое воспитание развитие творческих способностей дошкольников проходит естественно и эффективно. Так как природа – это мы все.

Общаясь с природой, ее явлениями, ребенок накапливает бесценный опыт, развивает психические процессы, учится видеть и чувствовать прекрасное. При помощи взрослого ребенок способен проникнуться природой, проявлять к ней великодушие, сострадание, заботу. Идя по жизни с детства рядом с природой, ребенок не только открывает для своего познание новизну окружающего мира, он способен стать в этом мире творческой силой. Важнейшей задачей взрослых, ведущих ребенка за руку по жизни, создать для него условия, способствующие развитию всесторонне развитой и творческой личности.

Развитие творческих способностей в детстве необходимо для взрослой жизни. Речь не идет о том, что каждый ребенок должен вырасти артистом или знаменитой личностью. Бесспорно, для проявления таких творческих способностей необходимы определенные врожденные задатки. Но подходя к решению жизненных проблем творчески, - человеку легче с ними справиться. Развивая в каждом воспитаннике творческие способности, мы приближаем ребенка к становлению его интересной личностью и творческим человеком.

Успешное развитие способностей возможно лишь при развитии психических процессов ребенка. Экологическое воспитание является надежным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста и при правильной организации педагогической работы, создании педагогических условий способствует развитию психических процессов (восприятия, мышления, речи, воображения, памяти) и способностей (интеллектуальных, творческих, и т.д.)

С целью развития творческого потенциала у дошкольников средствами экологического воспитания, педагоги применяют такие формы и методы работы как экскурсия, наблюдение, беседа, исследовательская, экспериментальная и проектная деятельности, эколого-природоведческие игры, игры-путешествия, знакомят детей с энциклопедической и природоведческой литературой и др. Однако, даже самому опытному и творческому педагогу непосильна в полной мере данная задача без взаимодействия с родителями своих подопечных.

 Ведь дети растут в семье. А учатся они в первую очередь тому, что видят в своей семье и от взрослых, окружающих ребенка.  Многие родители убеждены, что развитие их детей – это прямая обязанность дошкольного учреждения, некоторые не хотят понимать, что именно они играют самую важную роль в том, каким вырастет их ребенок. Но бесспорным является факт, что именно в семье закладываются основы личности ребенка, его характера, жизненная позиция и развитие способностей.

В своей практике приходилось сталкиваться с мнением родителей о том, что творчество второстепенно. Родителям видится более важным развитие речи, мышления и памяти ребенка, многие вообще забывают о воображении и творчестве. Конечно, перечисленные процессы крайне важны для каждого ребенка, но игнорировать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Для того чтобы помочь родителям своих воспитанников осознать важность творчества в жизни ребенка, в своей практической деятельности я применила план психолого-педагогического сотрудничества с родителями, направленный на развитие творческих способностей у дошкольников через экологическое воспитание в ДОО и семье.

Было проведено анкетирование родителей (56 человек) на темы: «Роль творчества в Вашей жизни» и «Творческий потенциал Вашего ребенка». Анализ результатов анкетирования показал довольно низкие результаты: 54% родителей (по их мнению), не обладают творческим потенциалом. Проведя доверительную беседу в непринужденной обстановке выяснилось, что многие родители предполагают в себе наличие творческих способностей и имеют желание развивать их в своих детях, но некоторые ссылаются на чрезмерную занятость, а многие просто не знают, как это делать. Родители очень активно принимали участие в беседе, обсуждали, размышляли, даже спорили, что показывает важность и актуальность для них данной темы.  

   Безусловно, родителю, не обладающему научно-педагогическими знаниями и навыками трудно соответствовать педагогу. Следовательно, родительско-педагогическое сотрудничество во всестороннем развитии ребенка, в том числе и в развитии творческих способностей у дошкольников через экологическое воспитание,- очень важно.

Родители были приглашены за круглый стол для участия в беседе, в которой были выявлены их представления о способностях детей. Они были ознакомлены с понятиями «способности», «творческие способности», «одаренность»; с необходимостью развития творческого потенциала детей в семье. Получили рекомендации по выявлению и развитию творческих способностей у детей через экологическое воспитание.

Ведь взрослые, желающие видеть своего ребенка творческой личностью, должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка. Педагогу необходимо осведомить родителей о том, что творческие способности – это стремление к познанию, умение познавать новое, живость ума, видение нестандартного в привычном, стремление к открытиям, свободное воображение. Донести до понимания родителями информацию о том, что развивать творческие способности у детей средствами экологического воспитания рекомендуется через ознакомление с природой и окружающим миром, с помощью рисования, лепки, аппликации, чтения экологической художественной литературы, прослушивания музыки, развивающих игр и др. Дети очень любят фантазировать. Взрослым, окружающим ребенка, можно сочинять вместе с ребенком экологические сказки, главными героями которых будут несуществующие животные и растения. Очень важно поддерживать творческую инициативу ребенка. Родителям не стоит сравнивать своих детей с другими, требовать от них «шаблонного» восприятия мира. Ребенок видит мир по-своему, это заложено в него природой. Не следует это нарушать. Взрослый может нарисовать воздушный шарик, а ребенок увидит в рисунке целую вселенную. Не надо требовать запоминания правильного названия. Ведь правильное оно, лишь только с точки зрения взрослого. А у ребенка творческий взгляд на мир! В завершении беседы родителей ожидал приятный сюрприз: дети самостоятельно изготовили открытки с красочными форзацами, в которые вклеили списки экологических семейных игр, распечатанные заранее воспитателем. 

Гениальный ученый Ян Амос Коменский сказал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Взрослея, дети становятся сдержаннее, реже шалят, играют. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

К сожалению, многие семьи объединяют лишь проведенные выходные в кафе или торговых залах. Кто-то из родителей чрезмерно радуется тому, что их дети провели замечательные выходные у бабушек или родственников. Большинство горды тем, что они способны оплатить центры детского развития, считая при этом, что этим свой родительский долг они выполняют сполна.

В наше непростое время взрослым, окружающим ребенка, конечно же сложно везде успеть, найти на все время. Для сплочения семьи, развития творческих способностей и закрепления нравственно-экологического опыта у детей, педагогами могут быть рекомендованы семейные игры экологического и природоведческого содержания. Они станут отличным помощником для достижения поставленной цели. Ведь игра -  это ведущая форма деятельности дошкольников. А.М. Горький подчеркивал важность игры в детском познании мира: "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". 

   Семейные игры, игры с родителями являются необходимым условием всестороннего развития детей. Взрослые с теплотой вспоминают свое детство, большая часть которого была направлена на игровую деятельность.     К сожалению, современные дети тратят драгоценное время своего детства на компьютеры, телевизоры и т.п., заменяя ими движение, общение и творческое развитие. В этом есть и вина взрослых, которые могли бы, например, вместо покупки планшета обучить игре своего детства и поиграть с детьми в нее. Что может быть лучше активного и творческого досуга на природе всей семьей? Каждый родитель может сделать игру семейной традицией общения взрослых с детьми. Ведь так приятно дарить своим детям любовь и радость! Для того, чтобы играть с ребенком не нужно быть педагогом, нет необходимости для родителя в подборе правильных форм и методов работы. Это задача педагогов. Просто нужно быть примером для своего ребенка. Во время игры необходимо быть спокойными и терпеливыми. Любить своего ребенка и наслаждаться совместным времяпровождением. Подражая взрослым у детей развивается воображение.  

 В замысле игры раскрывается творчество ребенка. Ведь именно в игре он может быть актером, летчиком, проявляет декораторские способности. Игра сближает всех участников, дети раскрываются, проявляют свою непосредственность и развивают творческий потенциал. Игра – это детская импровизация, в которой выражаются мысли и чувства ребенка, реализуются мечты. В.А. Сухомлинский писал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". 

Семейные игры различны. Словесные и дидактические: «Волшебные экранчики», «Рифмы», «Что это такое?», «Назовите растение», «Да-нет», «Узнай и назови», «Вершки и корешки», «Следы на снегу», «Что будет, если …?», «Угадай, какая птица поет?», «Угадай, что в руке?», «Замысловатые вопросы», «Цепочка», «Кто где живет», «Придумай, во что можно превратить», «Вопрос – ответ», «Почтальон принес письмо» и другие.

 

Друзья, полное или частичное копирование и размещение материалов сатьи предполагает наличие активной ссылки на сайт "Нажежда"

Спасибо за понимание! Всем добра!)))

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка