Полезная информация для родителей и детей
Здоровье детей — ценное достояние каждого цивилизованного общества
Основные показатели физического здоровья детей:
• нормальное функционирование всех органов и систем организма, их рост и развитие, которые подтверждаются возрастными антропологическими и биометрическими показателями;
• отсутствие болезней или одиночных заболеваний.
Основные показатели психического здоровья детей:
• достаточный или высокий уровень развития психических процессов: внимательность, активность, прочность и объем памяти;
• наличие умственных способностей;
• развитая речь;
• доброжелательность, оптимизм, устойчивость к стрессам.
Показатели духовного здоровья детей:
• радостное мировосприятие;
• чистота помыслов и побуждений;
• культура речи и поведения;
• культура здоровья;
• наличие морально-этических устоев.
Основные показатели социального здоровья детей:
• достаточное и уравновешенное общение с ровесниками, другими людьми;
• быстрая адаптация к физической и общественной среде;
• направленность на общественно полезный труд;
• культура пользования материальными благами.
Здоровый образ жизни семьи
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается в семье, с решения вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни — это:
• благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеские взаимоотношения между родителями и детьми;
• ответственное отношение родителей к здоровью ребенка, культура здоровья;
• благоприятные условия для физического и психического развития ребенка;
• правильно организованная рациональная пища;
• соблюдение дома режима дня для ребенка;
• отрицательное отношение взрослых к алкоголю и курению;
• достаточная трудовая активность, привлечение детей к посильной работе;
• соблюдение санитарно-гигиенических норм;
• умеренные требования к ребенку, общие игры, проведение досуга (отдых вместе, прогулки в лес, парк, на каток, лыжные прогулки, общее чтение, рисование и т. п.).
Очень важно быть доброжелательным и вежливым человеком и учить быть таковыми своих детей.
Здоровый образ жизни в семье
Здоровый образ жизни в семье предусматривает:
• воспитание у детей желания заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму (очень важен личный пример родителей);
• формирование основных двигательных привычек, связанных с ходьбой, бегом, лазаньем, прыжками (создать дома спортивный уголок);
• развитие двигательных качеств: скорость, ловкость, гибкость, сила и др. (играйте с детьми в подвижные игры дома и на воздухе);
• желание сохранять красивую ровную осанку;
• обеспечение профилактики нарушения зрения, слуха (умеренное использование компьютера, просмотр телепередач);
• своевременное предупреждение возникновения неадекватного поведения ребенка, невроза.
Спортивный уголок дома
Спортивный уголок дома помогает правильно организовать досуг детей, оказывает содействие в закреплении двигательных привычек, приобретенных ранее, развитии ловкости, самостоятельности.
Устроить уголок лучше ближе к окну.
Спортивно-игровой комплекс должен состоять из деревянной стремянки, вертикальных стоек, на которых крепятся канат, стремянка из веревок, резиновая лиана, качели, кольца, турник.
В спортивном уголке необходимо иметь малое физкультурное оборудование: мячи разных размеров, обруч, палку, скакалку. Можно сделать небольшие мешочки с песком для бросания или ношения на голове (для развития правильной осанки).
Новые упражнения на снарядах вводятся постепенно. Сначала дети выполняют их под руководством или наблюдением взрослых, а после удачного усвоения могут заниматься самостоятельно.
Занятия в спортивном уголке должны приносить ребенку только положительные эмоции.
Взрослые должны хорошо подготовиться, чтобы ребенку было интересно заниматься.
Закаливание
Закаливание — один из основных способов повысить сопротивляемость организма к колебаниям температуры окружающей среды и к простудным заболеваниям.
Существует несколько принципов, которых надо придерживаться, чтобы получить положительный эффект от закаливания:
• систематичность проведения закаливания во все времена года;
• постепенность увеличения силы влияния;
• учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка (состояние его здоровья, условия жизни, среда и индивидуальные качества организма).
Закаливающие процедуры с детьми:
• облегченная одежда в помещении;
• одежда, соответствующая временам года;
• соблюдение температурного режима с детьми;
• воздушные ванны;
• утренняя гимнастика;
• гимнастика после дневного сна;
• дыхательные и звуковые упражнения;
• хождение босиком;
• обтирание водой;
• обмывание ног водой;
• солнечные ванны;
• свето-воздушные ванны.
Полезные привычки
Все привычки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы.
Привычки личной гигиены:
• пользоваться только личными предметами туалета;
• следить за состоянием одежды, обуви;
• любить чистоту;
• мыть руки перед приемом пищи;
• каждое утро делать гимнастику;
• выполнять закаливающие процедуры;
• правильно ухаживать за зубами;
• уметь пользоваться туалетной бумагой и т. п.
Привычки культурного поведения:
• не кричать, а вежливо просить;
• благодарить взрослых (ровесников) за выполненную просьбу (пожелание);
• не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальной комнате, при раздевании;
• входя в помещение с улицы, вытирать ноги;
• ставить на место игрушки, книжки после действий с этими предметами;
• здороваться и прощаться;
• уступать место взрослым, мальчики должны уступать место девочкам;
• проявлять заботу о младших и т. п.
Рациональное питание детей
Родителям важно знать, что рациональное питание детей благоприятно влияет на их физическое и нервно-психическое развитие, повышает сопротивляемость организма к болезням.
Детскому организму присущий быстрый процесс роста и развития. Поэтому возрастает потребность ребенка в питательных веществах. Пища ребенка по объему и качеству должна отвечать особенностям пищеварительного тракта, содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду, витамины.
Но организм маленьких детей может усвоить не всякую пищу. Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья ребёнка.
Режим ребёнка
Режим ребенка — это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сон, прием пищи, общение с внешним миром.
Режим — основа биоритмов в деятельности организма, которые содействуют нормальному функционированию внутренних органов. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, содержит оптимальныеусловиядля физического и психического развития ребенка. При составлении режима дня учитываются вековые и индивидуальные особенности ребенка. Переводить малыша на следующий вековой режим следует постепенно, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.
Родители должны знать, что в детском садике режим дня строится согласно возрасту детей, поэтому дома, в выходные и праздничные дни, или во время болезни ребенка, важно придерживаться этого же режима дня — это является условием сохранения здоровья ребенка.
В оформлении статьи использованы наглядно-тематические пособия ООО "Издательство "Учитель".
Допускается полное или частичное копирование материалов при обязательном указании активной ссылки "Надежа"