Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Открытое занятие: «Приключения Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»

Открытое занятие: «Приключения Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)

Образовательная область: познавательно-исследовательская деятельность

Программное содержание:   

  •  уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит;
  • продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств;
  • учить сравнивать предметы по характерным признакам;
  • развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к предметам;
  • закрепить правила обращения с горячими предметами;
  • продолжать учить отвечать полными предложениями;
  • ввести в пассивный словарь: шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность;
  • продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать сообразительность, смекалку, гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.

Предварительная работа: дидактические игры “Плавает-тонет”, “Наоборот”; беседа на тему: «Дерево-металл», д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».

Методические приемы: Сюрпризный момент, загадки, решение исследовательских и логических задач, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Словарь:

Активный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.

Пассивный: шероховатый, теплопроводность, шершавый.

Материалы и оборудование:

2 коробки, гвоздь и карандаш (куклы-игрушки), молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, контейнер с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки и костра, карточки с изображением предметов, сделанных из дерева и металла, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей, металлическая ложка, 2 деревянные ложки, кастрюлька с горячей водой, картинки-портреты героев на каждого, игра в картинках «Чувства и эмоции» («Крокодил»).

Ход:

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам на праздничное занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Громче дудочка поёт, на приключение зовёт!

- Ребята, сегодня утром я нашла в группе две красивые коробки.

Как вы думаете, как они у нас очутились? (Не знаем, наверное, это волшебник…)

Посмотрите, на коробке есть конверт, а в нём записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что же находится в этих коробках.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там след кладёт.

(Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

 (Гвоздь)

Молодцы, ребята, загадки отгадали!

2. Проблемная ситуация.

-А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш? (Посмотреть)

А если не смотреть, то, как можно узнать? (Потрогать, понюхать, по звуку)

Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

А по запаху можно различить? (Нет)

Как же нам узнать? (Посмотреть).

Вот они! Знакомьтесь, это Карандаш Карандашович!

А вот  и Гвоздь- Гвоздович!

«Здравствуйте, ребята,

Мы с карандашом большие друзья,

Но не можем никак решить, кто из нас прав?»

Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

- Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

3. Дидактическая игра «Из чего сделано»

Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла.

Выберите картинки для Карандаша Карандашовича и для Гвоздя-Гвоздовича.

Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь и т.д.)

А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита и т.д.)

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш оба правы!

4. Сравнение дерева и металла.

Но Гвоздь все не унимается: «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»

- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.

Отличаются ли они? Чем?

Какие они на ощупь?

Какая поверхность у металлической пластины? (Гладкая)

А какая у деревянного бруска? (Шероховатая, шершавая).

Теперь приложите к одной руке брусок, а к другой пластину.

Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый).

Какой вывод можно сделать? (Металл – холодный, а дерево – теплое)

И Карандаш гордится этим.

А еще он говорит, что дерево мягче металла.

Как вы думаете, прав Карандаш?

Давайте проверим.

5. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый).

- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).

- Какой можно сделать вывод? (Дерево хрупкое, металл – прочный).

Гвоздь и Карандаш: «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».

- Вот и хорошо.

А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

6. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре (дети маршируют)

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)

Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)

- Гвоздь-Гвоздович и Карандаш Карандашович отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке (появляется макет).

Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».

А Гвоздь-Гвоздович приуныл. Как вы думаете почему?

- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

7. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)

-Какой можно сделать вывод? (Металл тяжёлый, а дерево легкое.)

-Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег? (Его может перевести Карандаш Карандашович, плот) ребенок показывает.

Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.

Гвоздь: Как я устал!

Карандаш: А я есть очень хочу!

Гвоздь: Давай сварим уху.

Карандаш: Я пойду рыбу ловить.

Гвоздь: И я пойду!

Карандаш: А кто будет костер разводить?

- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить?

(Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится.

Гвоздь – костер разводить он не боится огня).

-Сварили друзья ухи, сели есть, Гвоздь Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш Карандашович – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?

(Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным)

-Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло». Потрогайте деревянную и металлическую ложки наших гостей. Что вы почувствовали? (Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет). Это свойство называется теплопроводность. Какой вывод можно сделать? (Металл проводит тепло).

8. Проблемная ситуация:

-Как же быть Гвоздю Гвоздовичу – все время обжигаться во время еды? (ответы детей)

Карандаш Карандашович поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю Гвоздовичу деревянную ложку.

- Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти.

Как затушить костер? (Залить водой – это может сделать Карандаш, закидать песком – с этим может справиться Гвоздь). Так они и сделали.

Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились, опять ссорились… Но вы молодцы, помирили их. Давайте покажем Гвоздю и Карандашу, что испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно оставаться друзьями!

9. Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает карточку с забавным двустишьем и разыгрывает описанное (в ней чувство без слов).

После показа своей эмоции ребёнок получает магнитную картинку и садится на своё место. По завершении игры дети подходят к экспериментальному столу, прикладывают магнитные картинки к деревянному бруску и металлической пластине и узнают ещё об одном свойстве металла- притягивает магниты.

10. Итог:

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять наших героев и передавая их друг другу, назвать, о каких свойствах дерева и металла мы с вами сегодня узнали? (Дерево: шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивается магнитом, нагревается)

Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы дарим вам свои фотографии.

И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла. Конечно, мы не забыли и про угощение, в гости ведь с пустыми руками не ходят.

Очень понравилось нам у вас в гостях, но нам пора отправляться дальше на встречу новым приключениям. До новых встреч, друзья!»

Друзья, не забудьте указать активную ссылку на сайт "Надежа" при использовании материала.

Спасибо за внимание и понимание) До новых встреч!) 

Конспект 

Комментарии (4)
Юлия # 9 февраля 2017 в 11:14 0
Отличное занятие! Дети в восторге! Молодцы! Очень нравится Ваш сайт, Елена. Спасибо.
Елена # 11 февраля 2017 в 21:10 0
Огромное спасибо за тёплые слова! Благодарю от всей души!
Наталья # 10 февраля 2017 в 21:10 0
Елена, как же мне нравится Ваша деятельность! Глаза детей светятся интересом и восторгом! Браво!
natali # 30 марта 2017 в 22:31 0
Высший пилотаж!
Фотографии
Осьминог
Осьминог
Гусеница
Гусеница
Белочка
Белочка