Главная цель педагогической деятельности по социально- коммуникативному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.
Содержание работы в дошкольном учреждении по социально– коммуникативному развитию направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
– развитие игровой деятельности детей;
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».
Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Во время игры ребенок получает представления о себе, о сверстниках, об обществе в целом.
В ДОО педагоги способствуют развитию разных видов игр: сюжетно- ролевые, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии, подвижные и спортивные игры, игры разных народов. Игра и игровые приемы используются в разных видах деятельности, в повседневной жизни и на занятиях. В младших и средних группах игра используется как основная форма организации и содержания занятий, т. к. в игре легче усваивается и закрепляется программный материал. В старших группах больше используются игры, развивающие психические процессы: память, мышление, внимание, речь, а также творческие способности ребенка.
Особое место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, во всех возрастных группах занимает сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр расширяет кругозор детей, формирует представления об окружающей действительности, обучает и развивает творчество. В ДОУ созданы условия для самостоятельной организации игр детьми. Ведется планомерная работа по обогащению сюжетов игр, насыщению их впечатлениями из личного опыта. Для этого используются различные методы: художественная литература, беседы и разговоры с детьми на разные темы, экскурсии, прогулки, наблюдения, использование музыкальных произведений, экспериментирование, наглядность. Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет важное значение в личностном развитии ребенка. Педагоги ДОУ, понимая это, организовывают игры с учетом личностных особенностей детей: застенчивых, гиперактивных, конфликтных.
Также учитываются поло-ролевые особенности детей. Организовываются игры для мальчиков и девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют роли мамы, хозяйки, мальчики - роли, связанные с мужественными профессиями.
Задачи воспитания и развития детей младшего и среднего возраста:
1. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка.
2. Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира.
3. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает участие в различных сюжетно ролевых и режиссерских играх. Цель воспитателя состоит в обогащении игрового опыта каждого ребенка.
Задачи воспитания и развития детей в старшей группе:
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.
В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.
Задачи развития и воспитания детей:
1. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
2. Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Павлова Е.И.