Цель. Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление.
Материалы. Катринка - матрица (основа), раздаточные картинки, лист бумаги 10 см. х 7 см (для кораблика), игрушка.
Идеально для данного занятия подойдёт магнитная доска (у большинства детей она есть). При её отсутствии Вам помогут картинки, которые Вы можете распечатать (при возможности). Прикрепляю файл с основным изображением, раздаточными картинками и с схемой оригами "Кораблик"). Скачать
1.Вводная часть
Психологический настрой
- Возьмите ребёнка за руки. Давай вспомним: какое сейчас время суток? (Утро, день). А какое время года на дворе? (Весна).
Какое небо весной? (Голубое, ясное, высокое, чистое.) А солнце какое? (Весеннее, тёплое, яркое.) Ветер какой? (Свежий, весенний, тёплый.) Снег какой ранней весной? (Тёмный, грязный, рыхлый.) Что происходит со снегом весной? (Тает, темнеет, оседает.) Что происходит с солнцем? (Ярко светит, пригревает, ласкает.) Что происходит с деревьями? (У них набухают почки.) Кто прилетает из тёплых краёв? (Птицы: ласточки, грачи, журавли, скворцы.) Что происходит со льдом на реках? (Тает, трескается.) А самый первый весенний цветок какой? (Подснежник).
Молодец! Сейчас я начну говорить предложения с зимними признаками, а ты попробуй закончить это предложение с весенними признаками. У тебя всё получится! Я помогу тебе обязательно!
1) Зимой небо пасмурное, а весной (ясное).
2) Зимой солнце стоит низко, а весной (высоко).
3) Зимой воздух холодный, а весной (тёплый).
4) Зимой дни короткие, а весной (длинные).
Мотивационно побудительный
Сюрпризный момент: появление Незнайки (любой игрушки).
- Посмотри, кто сегодня будет с нами заниматься... Он ни разу не был на природе весной и не знает, что там может происходить. Он просит тебя рассказать интересную историю про весну. Расскажем Незнайке (игрушке)?
Но сначала мы поиграем в словесную игру: «Хорошо - плохо».
- Как ты думаешь, как живётся весной в лесу зверям, птицам – хорошо или плохо?
- Почему хорошо весной?
- А как живется в лесу зверям и птицам зимой?
- Почему плохо зимой?
- Правильно, холодно и голодно зверям и птицам в лесу зимой.
А мы с тобой помогали птицам в холодное время года?
Физминутка «Пришла весна».
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
2. Основная часть
Актуализация имеющихся знаний, получение новых.
Составление картинки-матрицы взрослым, рассказ по ней.
Наступила долгожданная весна. Небо весной голубое, ясное.
Солнце светит ярче, греет сильнее.
Облака лёгкие, пушистые. Иногда идёт дождь.
Дует тёплый весенний ветерок. Снег остался лишь в некоторых местах. Лёд на реке почти растаял. На деревьях набухают почки.
Появляются первые весенние цветочки.
Зайка сменил свою шубку с белой на серую.
Из дальних стран прилетают перелётные птицы.
Люди стали по-весеннему легко одеваться. Дети рады весне. Они подошли к ручью. Во что бы им поиграть?
Нужно вернуться домой
(обратить внимание на оставшиеся сосульки на крыше дома, которые скоро тоже скоро растают), сделать бумажные кораблики и пустить их по течению.
Сделайте ВМЕСТЕ с ребёнком кораблик из бумаги в технике оригами (развитие мелкой моторики во время занятия по развитию речи улучшает результат занятия, даже если ребёнок примет минимальное участие в бумажном конструировании). Можно дать ребёнку помять кусочек бумаги, пока взрослый будет делать поделку.
Предложите ребёнку поиграть в кораблик (проговаривая действия: кораблик плывёт быстро и т.п.).
Ребёнок после прослушивания рассказа может пересказать то, что запомнил (по желанию).
Работа ребёнка раздаточными картинками на магнитной доске. Предложите ребёнку придумать свой рассказ.
Родитель отмечает наиболее интересные моменты рассказа, обязательно хвалит.
3. Заключительная часть
Рефлексивно-корригирующий
Можно ли из маленьких картинок составить большую картину и придумать рассказ?
Ну, вот, ты научился (лась) самостоятельно составлять рассказ и создавать интересные картины на тему «Весна», теперь Незнайка многое узнал о природе весной, о лесных жителях, о том, во что весной можно играть на прогулке – посмотри, как он доволен! Ему очень понравился твой рассказ!
Что на занятии тебе запомнилось больше всего? Что понравилось?