Сайт старшего воспитателя МБОУ гимназии №7 Каргашиловой Елены Ивановны

«Русская ярмарка»

«Русская ярмарка»

Открытое досуговое развлечение на муниципальном семинаре по теме "Художественно - эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО" для заведующих ДОУ

СПРАВКА

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- расширять и закреплять знания детей о русских народных традициях, о народных промыслах;

- развивать интерес к фольклору и народному искусству через игры, песни;

- воспитывать уважение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа.

Интеграция с образовательными областями

Художественно-эстетическое развитие: 

- показать детям красоту, художественную ценность пряника, как одного из значительных и выдающихся проявлений народного творчества;

- формировать практические умения и навыки работы с пряничным тестом, обучать детей украшению (росписи) элементов пряника.

Познание: формировать представления детей о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурных особенностях.

Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь детей по теме «Ярмарка» (весёлая, русская, широкая, шумная, базар, гуляние).      

Физическое развитие: развивать мелкую моторику рук.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружелюбие, формировать навыки взаимодействия в детском коллективе.

Предварительная работа: 

-  рассматривание произведений художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Дымка, Городец, Жостово. Рисование элементов росписей. Разучивание стихов, частушек, сценки с куклами - оберегами.

- индивидуальная работа по разучиванию танца «Кадриль».

Материалы и оборудование: русские народные костюмы для детей и ведущей, костюм «Медведя»; макет карусели; прилавки с ярмарочным товаром (предметы народного быта и народно-прикладного искусства: Хохлома, Гжель, Дымка, Городец, Жостово); матрёшки; сундук с лоскутными куклами-оберегами; кукла Скоморох; игрушка «Горшок с кашей»; Павловопосадские платки; презентация «Ярмарка» на флеш носителе; мультимедийное оборудование; магнитола; аудиозаписи: «Золотая ярмарка», «Калинка», «Частушки», «Барыня», «Кадриль», «Смоленский гусачок»; имбирные пряники с изображением Скомороха, кисти, баночки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

Время досуга: 30 минут.

Группа украшена предметами народного быта и прикладного искусства.

Дети входят в группу под песню «Золотая ярмарка». Кланяются гостям. Рассаживаются на скамейки. Показ презентации.

В: Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте на весёлую ярмарку! (СЛАЙД 1)

С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень. А вы знаете, ребята, что такое ярмарка? (Ответы детей)

В: Ярмарка-это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, покупают. (СЛАЙД 2)

Ярмарка – это большой базар. В давние времена на Руси ярмарки проходили несколько раз в год –по большим праздникам: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров. На ярмарках торговали всем и помногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Торговали и обувью, и одеждой, и посудой, и домашней утварью. (СЛАЙД 3)

Посмотрите, что можно было купить на ярмарке. (Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства: дымковские игрушки, хохломские, городецкие изделия, жостовские подносы, свистульки, кружева, матрешки, продукты.)

Дыхание ярмарки можно было почувствовать еще издалека, по мере приближения к ней. Подготовка к ней была весёлой и шумной! (СЛАЙД 4)

Благодаря ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы.

Время идет, а народные промыслы не забыты и процветают в наши дни. Изделия русских мастеров продают и сейчас на ярмарках, которые проходят в разных уголках России.

На ярмарку приезжали не только продать и купить товар, но и повеселиться! Публику веселили Скоморохи, Петрушки, поводыри с дрессированным «учёным» медведем. Ярмарочные гуляния были ярким событием, шумным всеобщим праздником. (СЛАЙД 5)

Дети, а вы хотели бы попасть на ярмарку? (Дети: Да!) Тогда мы с неунывающим, остроумным русским весельчаком Скоморохом (воспитатель демонстрирует куклу) приглашаем вас. (СЛАЙД 6)

В: И гостей мы приглашаем

На наш праздник посмотреть,

Как мы будем веселиться,

Кадриль на Ярмарке водить,

Состязанья проводить!

Много вам всего покажем,

И сыграем, и расскажем,

Как в старину все это было.

Да, мы многое забыли,

Будем игры вспоминать,

Будет некогда скучать!

В: На нашу ярмарку прибыло много гостей, есть гости из деревни Гжель.

Ребёнок:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Ребёнок:

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали.

Что за синие просторы!

И картины, и узоры.

В: Дети, что это за роспись?

Дети: Это роспись – Гжель!

В: Посмотрите, есть ли на нашей ярмарке произведения гжельских мастеров? (Дети находят изделия из Гжели). Из чего сделаны эти предметы? (Из глины, фарфора).

СКОМОРОХ (куклу озвучивает воспитатель)

Вы на ярмарку пришли

Веселиться от души!

Покажу я представление,

Всем на удивление,

Как по улице по нашей

Прокатился горшок с кашей!

Айда горшки бить,

Да себя веселить!

Приглашаю всех в круг. Я встану в центр и буду катать «горшок» под вашими ногами, а вы подпрыгивайте над ним. Кто заденет горшок, то есть разобьет, тот выбывает из игры.

Под русскую народную мелодию «Калинка» проводится русская народная игра «Горшок», участвуют все желающие.

В: Вот и мы с вами, поиграли, косточки свои размяли!

А теперь, гости дорогие, не хотите ли навострить уши, да загадки послушать? (Воспитатель предлагает детям отгадать загадки).

1.     С переливами поет,

        Утром будит весь народ.

        Золотистый гребешок

        Гордо носит… (Петушок).

2.  С лентами да бантами,

     Да под ручку с франтами.

     Кто гуляет парами,

     Проплывает павами… (Дымковские барышни).

3.  Все листочки как листочки,

     Здесь же каждый золотой.

     Красоту такую люди называют… (Хохломой).

4.  Сине-голубые розы, листья, птицы.

     Увидев вас впервые, каждый удивится.

     Чудо на фарфоре — синяя купель.

     Это называется просто роспись… (Гжель).

5. Коль на досточке девица,

     Иль удалый молодец,

     Чудо-конь и чудо-птица,

     Это значит… (Городец).

6.  Алый шелковый платочек,

     Яркий сарафан в цветочек,

     Упирается рука в деревянные бока.

     А внутри секреты есть:

     Может три, а может шесть.

     Разрумянилась немножко.

     Это русская… (Матрешка).

В: К нам прибыла гостья из слободы Дымково.

Ребёнок:

А вот у Дымковской игрушки

Собачки есть и даже хрюшки.

С ребёнком барыня стоит,

Индюк на барыню глядит.

Какие яркие цвета,

Какие перья у хвоста!

Игрушки наши повсюду славятся

Подходите скорее, вам понравятся!

В: Посмотрите, есть ли на нашей ярмарке произведения дымковских мастеров? Дети находят изделия из Дымково. Из чего сделаны эти предметы? (Из глины).    

В: Скоморох, а это что за игрушки? (показать на неваляшку и петрушек на театре)

СКОМОРОХ (куклу озвучивает воспитатель)

Тут поют свои частушки

Развесёлые игрушки

А Петрушка Филимошка-

Им играет на гармошке!

Ребятушки, а поёте ли вы частушки? (Дети: ДА!)

В: На ярмарке и народные песни, и музыку можно было послушать. И самим спеть. Какая же ярмарка без частушек!

Частушки.

Ребёнок:

Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Ребёнок:

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Ребёнок:

 Самовар, самовар

Золотая ножка.

Я посеяла горох,

Выросла картошка.

Ребёнок:

 Я вчера такое видел

Не расскажешь никому.

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому.

Ребёнок:

 Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ребёнок:

 Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось

Хохломой и Городцом

На весь мир прославилась!

Дети садятся на места.

В: А на ярмарке народ прибавляется,

А на ярмарке веселье продолжается.

Хороши ль у вас дела? (Дети: да!)

Я к вам гостя привела.

(Звучит русская народная мелодия «Барыня», воспитатель выводит «Медведя».)

В: Расступись, народ честной,

Идет медведюшко со мной!

Много знает он потех,

Будут шутки, будет смех! (Медведь кланяется публике.)

- Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девчушки в детский сад собираются?

(Медведь красит губы, вертится, прихорашивается.)

- А какие в нашей группе мальчики?

(Медведь дерется, рычит.)

- А как Дима и Лиза проспали, в сад опоздали?

(Медведь «спит», вскакивает, бежит.)

- А как наши воспитатели по группе ходят?

(Медведь важно ходит по группе.)

- А как Маша пляшет?

(Медведь выставляет ногу.)

- Да не та Маша, что раньше была, а теперешняя!

(Медведь крутит задом.)

- Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись! (Медведь кланяется и пританцовывает).

В: Оставайся, Мишка, с нами на Ярмарке! (Медведь садится на скамейку к детям.) Посмотри на наш праздник и на честной народ, которого танец зовёт! Выходи, народ, себя показать и «Кадриль» станцевать!

Исполняется танец «Кадриль».

В: Солнце красное встаёт,

К другой лавке спешит народ!

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

В: Дети, как называют всех этих кукол?

Дети: Это куклы – обереги!

В: Правильно! Давайте вспомним, почему их так называют. 

Сценка «Куклы-обереги» (звучит спокойная музыка, выходят трое мальчиков).

Мальчики:

Ребёнок:

Собрались как-то девчушки

Озорные хохотушки,

Посидеть и поболтать, (девочки садятся на ковёр в кружок)

В куклы вместе поиграть…

Ребёнок:

Вдруг глядят - сундук стоит! (воспитатель достаёт сундук с куклами)

Что же он в себе таит?

Не простые в нем игрушки!

Обереги - наши куклы!

Ребёнок:

Чтобы их узнать поближе-

Надо всем нам сесть потише… (все дети садятся на ковёр)

И прислушаться к девчушкам,

Развеселым хохотушкам!

Девочки:

Ребёнок:

Эта кукла - не простая,

Про нее я много знаю…

Кубышка - Травница здоровье бережет,

Защита-утешение от нее идет!

Наполнена душистою, целебною травой,

Несет она здоровье, несет она покой!

Ребёнок:

Ну а эта куколка – куколка с секретом!      

Внутри Благополучницы спрятана монета.

В дом удачу и достаток принесет -

И очаг домашний сбережет.

Ребёнок:

Эта - тоже не случайна-      

В ней большая скрыта тайна.

Кукла-колокольчик – для добрых вестей,   

Приносит в дом радость и море затей!

У куклы три юбки, конечно, для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

Ребёнок:

Куколка Счастья – с длинной косой             

Счастье, здоровье несет нам с тобой!

К солнышку ручки она протянула-

Успех и удачу к нам притянула!

Ребёнок:

Так сидели хохотушки,

Любовались на игрушки,

Будем знать теперь и мы-

Куклы тайнами полны!!!

И дома оберегают,

И удачу зазывают,                        

Куклы в доме всем нужны-

В них секреты старины…

В: Засиделись мы, пора размяться, немного пройти – прогуляться.

Мы шли, шли – 

И платок нашли

Разноцветный, непростой! 

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я! 

Игра «Волшебный платок»

(Звучит весёлая музыка, дети врассыпную движутся поскоками. Неожиданно музыка меняется на тихую, спокойную. Дети приседают, закрывают глаза. Воспитатель накрывает одного ребёнка платком. Дети должны угадать, кто под платком).

В: Раз, два, три!

Кто же спрятался внутри? 

Не зевайте, не зевайте, 

Поскорее отвечайте! 

(Если угадали, ребёнок танцует, все хлопают. Игра повторяется 2 раза)

В: Пойдем-ка дальше по базару,

Посмотреть кой-какого товару.

(Воспитатель и дети подходят к следующему столу. Жостово.)

Ребёнок:

На подносе из металла

Я цветы нарисовала.

Россыпь маков, лилий, роз.

Вышел жостовский поднос.

В подмосковной-то деревне

Под названьем Жостово

Удалые мастера

Занимались росписью.

Белоснежные ромашки

На подносы нанесли

Розы, маки, незабудки

Тут же рядом расцвели.

Рукодельным подмастерьям

Было некогда скучать

Лучше не было веселья

Чем подносы рисовать.

В: Это дело продолжают

Мастера и в наши дни

В поле черное сажают

Распрекрасные цветы.                     

В: Еще гости к нам на ярмарку пожаловали.

Ребёнок:

Золотом и ярким цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Дети: Это – чудо Хохлома!

Ребёнок:

Подходи, детвора, - зазывает Хохлома!

Ребёнок:

Доставай пятачок – покупай кренделёк.

Доставай пятак другой - бери пряник большой.

В: Раз на ярмарку мы попали, так гостинцев надо прикупить. (Воспитатель показывает детям бублики, сушки, крендельки).

СКОМОРОХ (куклу озвучивает воспитатель): Так пряников же нет!!!

В: Как нет?! И правда – нет…. Русский народ на все руки мастер! Ели мы пряники не можем купить, то сможем их….

Дети: Смастерить!!!

В: Приглашаю вас в пряничную мастерскую!

Роспись пряников «Скоморох».

СКОМОРОХ (куклу озвучивает воспитатель):

Расписали мы товары

И скорее – тары - бары.

Нет, друзья, так не годится,

Продолжаем веселиться!

Побывали мы друзья на ярмарке, повеселились, гостинцы расписали, а на карусели еще не катались.

В: Я карусели у нас нет, к сожалению!

Медведь: это мы сейчас исправим (приносит карусель).

Мишка приглашает детей и воспитателя покататься на карусели под русскую народную мелодию «Смоленский гусачок».

В: Дети, где же вы были? (На ярмарке). Понравилась вам русская ярмарка? (Да). А что понравилось больше всего на ярмарке? (Ответы детей). Я думаю, мы с вами еще не раз побываем на ярмарке.

В: А сейчас уж солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Что бывало – миновало,

Отшумела старина.

Нынче песенки иные

И иные времена.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

В: Мы их не забудем, верно?

Дети: Не забудем!

В: Давайте проводим наших дорогих гостей, пойдём чай с пряниками распивать, да русскую ярмарку обсуждать!

Дети приглашаются на чаепитие.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Медиа
С Днём дошкольного работника 2023
С Днём...
Новые статьи
17 апреля 2024
Заседание муниципального методического объединения старших воспитателей
12 апреля 2024
День космонавтики отметили в дошкольном отделении
22 марта 2024
Региональный семинар-практикум для музыкальных руководителей
16 марта 2024
Широкую Масленицу отметили в дошкольном отделении
16 марта 2024
Семейный кулинарный конкурс на лучший рецепт блинов "Блинный хоровод"
17 февраля 2024
Четвёртое занятие трека "Орлёнок - Спортсмен" регионального проекта "Орлята - Дошколята" в подготовительной к школе группе
17 февраля 2024
"Весёлые старты"
13 февраля 2024
"Басни дедушки Крылова"
8 февраля 2024
Информационный час, посвящённый Дню Российской науки в МБОУ гимназии №7
8 февраля 2024
"Сто затей для друзей"
1 февраля 2024
Открытие трека «Орлёнок - Спортсмен»
28 января 2024
"Путешествие по Чеховским произведениям" - художественно - музыкальное мероприятие для старших дошкольников
29 декабря 2023
Профсоюзный конкурс "Новогоднее настроение - 2023" на лучшее новогоднее оформление дошкольных учреждений
15 декабря 2023
Муниципальный семинар для руководителей дошкольных отделений «Использование инновационного оборудования в рамках проекта "Предшкола"
9 декабря 2023
"День неизвестного солдата в России"