Возраст детей - старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма проведения: опытно-экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций.
Цель педагогического мероприятия: активизация познавательной активности детей; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.
Программные задачи:
• учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;
• формировать понятие о действии магнитных сил путём экспериментирования;
• продолжать знакомить детей с фильтрами и их способностью очищать воду;
• развивать поисково – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику;
• продолжать учить детей самостоятельно играть в игры – головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур контурное изображение.
Оборудование и материалы: игра напольная «Танграм»; проектор, мультимедийная презентация с изображениями героев сказки (Буратино, Мальвина, Черепаха Тортилла, фазы роста гороха), аудиофайл с композицией «Буратино»; письмо от Буратино; сундучок с сюрпризом (Азбука); 2 ёмкости для манной крупы и гороха, манная крупа, горох, проросший горох, ситечко, 2 ёмкости для просеянного гороха; игрушка Черепаха, маленький надувной бассейн (наполненный водой), прозрачные пластиковые стаканчики (наполненные загрязнённой водой и пустые), марля и салфетки для фильтра; монеты, магниты, ёмкости с землёй, деревянные палочки (по количеству детей); влажные салфетки; картинки с фазами роста гороха; костюм Буратино; книга «Азбука экспериментов» для подарка детям.
Предварительная работа: чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»; познавательные беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций о различных экспериментах.
Ход работы
Мотивационно-ориентировочный этап
Дети входят в игровую комнату. На полу лежит напольная игра «Танграм».
Воспитатель: ребята, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое).
Воспитатель: давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. Ой, посмотрите, что это лежит на полу?
Дети.
Есть веселая игра
Называется – «Танграм»!
Треугольников в ней пять -
Нам не сложно сосчитать.
Два больших. А меньших два –
Половинки среднего.
Есть всего один квадрат,
Он не новость для ребят.
А ещё в игре «Танграм» -
Видим параллелограмм!
Воспитатель: верно, Танграм - очень интересная игра! И сегодня эти семь дощечек мастерства помогут нам совершить удивительные открытия!
Стук в дверь.
Воспитатель: кто это к нам пришёл? Это нам принесли видеописьмо, давайте посмотрим от кого оно (на конверте нарисован Буратино). Кто это? (Ответы детей).
Поисковый этап
Воспитатель: правильно, письмо от Буратино (на экране проектора Буратино, воспитатель зачитывает письмо).
Здравствуйте дети, я прошу вас мне помочь. Папа Карло подарил мне Азбуку, но её спрятал в сундук Карабас Барабас, а я хочу научиться читать, хочу пойти в школу. Чтобы достать Азбуку нужен ключ. Черепаха Тортилла сказала, что поможет мне найти ключ, но это дело не простое, нужно выполнить экспериментальные задания. А за каждое выполненное задание мы сможем получить детали ключа.

Воспитатель: дети, поможем Буратино? (Да)
Когда мы соберём все детали, то сможем получить ключ и откроем сундук, но нужно быть внимательными и собранными, принимать быстро решения и помогать друг другу! Вы готовы? (Да!) Тогда вперёд!
Опытно - исследовательская деятельность
Опыт №1 с ситом
Воспитатель читает первое задание:
Она дружила с самим Буратино,
А зовут ее просто … (Мальвина).
(На экране проектора Мальвина)
Воспитатель: Мальвина готовила обед для Буратино и случайно смешала горох и манку, вам нужно отделить одно от другого. Подумайте, как вы это сделаете? (Ответы детей)
Воспитатель: верно, нужно воспользоваться ситом. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять. (Дети просеивают манную крупу от гороха).
Вывод: (делают дети) крупный горох остаётся в ситечке, а мелкая манка просеивается.

Опыт №2
Воспитатель: угадайте, от кого следующее задание?
Черепахе триста лет. Уж её и старше нет.
И она-то рассказала. Тайну, о которой знала.
(Черепаха Тортилла на экране проектора).
Воспитатель: черепаха Тортилла просит помочь очистить воду, Дуремар ловил пиявок и всю воду замутил. А с помощью чего мы сможем очистить воду? (Дети предлагают взять фильтр- салфетки).
Дети самостоятельно берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, баночки с грязной водой, уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке. В ходе эксперимента воспитатель организует диалог с детьми с целью осмысливания их действий и прогнозирования результатов.
Воспитатель: что у вас получается? Вода становится чистой? А что стало с нашим фильтром?

Выводы: (делают дети) очистить воду можно при помощи фильтра; вся грязь осталась на фильтре; этой водой можно мыть руки, стирать; пить эту воду нельзя, остались микробы; воду надо прокипятить и тогда её можно будет пить.

Игра – разминка «По пустыне черепаха».
По пустыне черепаха
Долго-долго шла без страха! (Ходьба на месте.)
Вдруг увидела мартышку,
Ту, что бегает вприпрыжку. (Подскоки на месте.)
—И куда ты поскакала? (Руки развести в стороны, поднять и опустить плечи.) —Я свой домик потеряла! (Кулачки к глазам, локти вверх-вниз: «мартышка плачет».) —У меня подход иной, Домик мой всегда со мной! (Присесть, руки в замок над головой.)
Опыт №3
Воспитатель: угадайте, от кого следующее задание?
Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
В театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал. (Буратино на экране проектора)
Буратино закопал свои монетки, чтобы выросло денежное дерево, но дерево так и не выросло. Теперь он не может найти свои монеты. Прошу вас, помогите найти монетки, перед вами стоят коробочки с землёй, подумайте, как можно найти монетки, при помощи чего? (Ответы детей)
Воспитатель: правильно, с помощью магнита. (Дети выполняют задание)
Вывод: магнит притягивает предметы через преграду.
Ребята, какие вы молодцы, вы справились.
(Дети вытирают руки об влажные салфетки)
Как вы думаете, почему у Буратино не выросло дерево? (Ответы детей)
Правильно, чтобы выросло дерево, нужно посадить семена, а не монетки.

Опыт 4
Воспитатель: у нас с вами есть семена гороха, который мы просеивали, но есть и горох, который мы замочили, и он у нас уже пророс, давайте посадим, пусть он растёт. Разделимся на команды – просеянный горох посадит одна команда, а проросший - другая. Нужно взять палочку и воткнуть ее в землю, сделать небольшую лунку. В лунку положить горошинку (показывает). Потом прикрыть горох землей, вот так (показывает). А кто мне скажет, что нужно сделать потом, чтобы семена проросли? (Полить).
(Дети вытирают руки о влажную салфетку).
Воспитатель: правильно. Только поливать нужно осторожно, по всему квадрату земли. У нас с вами есть вода, полейте свой горох. (Дети поливают). Мы их поставим ближе к окну, почему? (Растениям нужен свет, тепло и вода для роста).

Практический этап
Игра «Разложи правильно картинки»
Воспитатель: на столе лежат карточки, рассмотрите их и разложите по мере того, как будет расти наш горох, по фазам роста. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: посмотрите на экран, проверьте, правильно ли вы разложили, не ошиблись? (Ответы детей)
Воспитатель: все задания мы выполнили, детали получили, а ключ так и не нашли. ну где же он?
Дети: нужно собрать ключ из 7 деталей Танграма!
Воспитатель: верно! Молодцы!
Дети собирают из комплекта геометрических фигур контурное изображение Ключа.
Под музыку, входит Буратино (держит в руках сундучок).
Буратино: здравствуйте дети, большое спасибо, что вы мне помогли найти ключ, сейчас я наконец-то открою свой сундучок. Вот моя любимая Азбука. Ой, да здесь еще кое-что спрятано (достаёт Азбуку экспериментов) а, это для вас подарок за то, что мне помогли! Спасибо вам! (Прощается уходит).
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: ребята, вам понравилось быть исследователями? / Чему новому вы научились? / Что для вас было самым трудным? / Что понравилось больше всего?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи! О своих открытиях вы можете рассказать своим родителям и друзьям.
Последующая работа
Закрепление и расширение полученных знаний на других занятиях.