Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Коллективом научных сотрудников центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца разработана программа «Истоки». В 1997 году данная программа рекомендована Московским комитетом по образованию как базисная для дошкольных учреждений в общей системе «Столичное образование».
Изображённый символ — «Источник» — означает, что ребёнок и взрослый — оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.
Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования — это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.
Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребёнка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий, :— младенческий возраст (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трёх лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий, — младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).
В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.
В программе поставлены задачи развития ребёнка в процессе деятельности по четырём основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического.
Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализ0Мии-Базисную часть программы каждого возраста составляют следующий че" тыре компонента:
1) характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности (обозначены знаком «солнышко»);
2) задачи развития («цветок»);
3) показатели развития («яблоко»);
4) базисные характеристики личности («детское личико»).
К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).
Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы».
В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота».
В приложении даны факультативы:
1) «Обучение второму языку»;
2) «Компьютер в дошкольном учреждений»;
3) «Мир природы в городе и ребёнок».
Программа рекомендована Московским комитетом образования