Правильное воспитание - одна из важнейших составляющих формирования здоровья ребенка. Помимо физических особенностей ребенка, организации правильного питания и привития санитарно-гигиенических навыков, чрезвычайно важным являются психологические отношения в семье: родители и дети влияют друг на друга.
Через это общение и происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и другого человека, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей и уважать свою и чужую жизнь.
Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка, осознании ее смысла, в первую очередь в условиях семьи. Душевная теплота и отзывчивость родителей, а также умеренный контроль с их стороны оказывает на детей самое благотворное влияние.
Специалисты, занимающиеся проблемами семейного воспитания, выделяют ряд типов воспитания в семье, использование которых нередко приводит к негативным последствиям:
• Эмоциональное отвержение (у матерей, лишенных родительской любви в детстве, если ребенок нежеланный, при алкоголизме родителей);
• Гипоопека (может быть связана с эмоциональным отвержением). Враждебность матери открытая или завуалированная (мать преждевременно отлучает ребенка от груди, слишком рано выходит на работу и другое). Вариант гипоопеки - перфекционизм, когда ребенку постоянно повторяют, что он не тот (например, девочке говорят - вот была бы ты мальчиком, и наоборот). Ребенок начинает испытывать комплекс вины.
• Гипопротекция - это недостаток воспитания, в том числе скрытый. Ребенка забывают вовремя покормить, вымыть, перепеленать. У ребенка нет своего угла, книг, игрушек и т.д.
• Гиперопека - чрезмерная родительская забота, чаще со стороны отцов.
• Противоречивое воспитание в семье. Это приводит к развитию хитрости, изворотливости у ребенка. Есть термин "смена образцов воспитания".
• Жестокое обращение с детьми.
Типичные ошибки родителей при воспитании детей
• недостаточное представление о целях, задачах, формах и методах воспитания;
• отсутствие у родителей единых требований и четкой линии в методах воспитания (что встречается особенно часто);
• слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Буаст: "Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв";
• неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);
• чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. Павел Наторн сказал: "Если вы не хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказаний, не приучайте его к ним". При крайней необходимости наказания нужно учитывать реакцию детей: "ремнем по попе - наказание, а рукой по лицу - оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления". Мудрые говорили: "Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым";
• нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос Каменский: "Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели";
• перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, милиция…);
• отсутствие такта в отношении с ребенком, не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более - в глазах окружающих;
• неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;
• отсутствие должного, но уважительного контроля за ребенком, его досугом, кругом знакомств, интересов;
• попытка создать ребенку тепличные условия;
• ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).
Источник