Проявление способностей и одарённости, их природа и возможности развития издавна интересовали человечество. Тема актуальна и сегодня, так как изменения, произошедшие в социальной ситуации нашей страны, предполагают наличие у людей открытости новым знаниям и опыту, творческого взгляда на действительность. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является важнейшей задачей современной системы образования на всех ее уровнях, начиная с дошкольного. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческие способности - это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. Творчество ребенка значимо, оно самоценно. Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, важно создать определенные (специальные) условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в детском саду должно идти через совместную деятельность взрослых (родителей, педагогов) и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей.
Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия окружающего мира. Природа - один из важных факторов творческого развития личности. Приобретая опыт экологического воспитания, дети творчески всматриваются в окружающий мир, создают новое, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Это процесс целенаправленного влияния на личность ребенка в целях накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы экологических ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе. Именно старший дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для развития творческих способностей. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них творческого интереса к природе.
Анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта, программ экологического воспитания дошкольников и реальных составляющих деятельности педагога ДОУ по экологическому воспитанию выявил ряд существенных противоречий.
Необходимость разрешения этих противоречий определило проблему исследования методики, её цель, объект и предмет.
Творчество – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Творчество – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У детей – продукты творчества второго рода. Хотя это не исключает возможность создания детьми объективно новых открытий.
Интеграция образовательных областей с экологическим воспитанием, которое проходит через многообразие видов творческой деятельности, способствует развитию всесторонне-развитой личности воспитанников, повышает их креативность и экологическую воспитанность.
В диагностическом исследовании были выделены следующие критерии (качественные и количественные – уровни) помогающие распознать уровень творческих способностей старших дошкольников.
Для выявления и осуществления развития творческих способностей у детей средствами экологического воспитания была построена дальнейшая диагностика.
Для проведения эксперимента были использованы методики:
Результаты констатирующих диагностических срезов показали средний и низкий уровни развития творческих способностей и начальных форм творческого воображения, а также преобладание среднего уровня экологической воспитанности у детей исследуемых групп. Анализ анкетирования родителей показал преобладание среднего уровня творческого потенциала детей, по мнению их родителей, и достаточную потребность в повышении показателей через квалифицированную помощь со стороны педагогов.
Проведя диагностическую работу с детьми старшего дошкольного возраста, я убедилась в целесообразности и актуальности внедрения и апробирования авторского интегрированного цикла занятий «Сказочное путешествие в мир природы» в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Разработка цикла направлена на развитие творческих способностей, повышение экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста в процессе составления экологических сказок через интеграцию видов искусств: литература, музыка, художественное творчество.
Данный интегрированный цикл является развивающей рабочей программой для дошкольных образовательных учреждений. Уникальность представленной программы «Сказочное путешествие в мир природы» заключается в том, что каждый её блок содержит определенный объем экологических представлений, который усваивается детьми через интегрированную, планомерную и систематическую воспитательно - образовательную работу. Блоки программы способствуют развитию понимания детьми общих средств выразительности для разных видов искусства, специфики каждого из них, умения замечать особенности их интеграции в экологическом воспитании. Данная программа учитывает принципы наглядности, доступности, системности и основывается на возрастных, индивидуальных и психологических особенностях детей дошкольного возраста 5 – 7 лет (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать и многое другое).
Разрабатывая интегрированный цикл занятий, я опиралась на исследования Т.С. Комаровой (создание блоков-циклов интегрированной деятельности детей на основе интеграции видов искусства и видов художественной деятельности детей), определяя специфику его на каждом этапе.
Программа «Сказочное путешествие в мир природы» предполагает поэтапное коллективное составление экологической сказки по заданному началу с использованием разработанного методического наглядного пособия: панель миниатюр «Времена года».
Игры с макетами востребованы детьми и способствуют их развитию, открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей.
Данное наглядное пособие даёт возможность детям использовать его в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Составление экологической сказки определено мною как средство развития творческих способностей старших дошкольников не случайно: сказка является одним из основных ресурсов развития дошкольников, но ее развивающий потенциал используется не полностью. Проблема состоит в противоречии между необходимостью развивать творческое воображение ребенка и недостатком методик работы со сказкой в воспитании дошкольников. Приоритетной задачей сказок является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.
Коллективное составление авторской экологической сказки развивает языковую компетентность, словарь, необходимый для общения в процессе обогащения представлений об окружающем мире, который оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях. Развитие способности к придумыванию сказок, как одной из разновидностей художественно - речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического и творческого развития личности ребенка.
Ребятам предлагалось на основе интеграции искусств представить свой образ или картину сюжета придуманной сказки, воспроизвести через художественно-творческую деятельность (рисование, лепка, аппликация сюжета и персонажей авторской сказки, конструирование из бумаги, изготовление различных изделий из природного материала).
Через непосредственную образовательную деятельность дети знакомились с особенностями создания художественного образа природы в различных видах искусства, а затем создавали продукты художественного творчества.
Фотоматериалами продуктов детского художественного творчества иллюстрировалась книга-сказка. Дети из авторов превращались в художников-иллюстраторов собственной книги.
Чтение художественной природоведческой литературы, а также разработка и внедрение в практику авторского пособия лэпбук «Путешествие в природу» является частью освоения программы, вводится с целью создания атмосферы индивидуально-личностного добывания и закрепления экологических знаний в процессе развития творческого воображения детей. Представляются в виде тематизированных творческих заданий к каждому этапу программы.
С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством.
Один из блоков моей программы посвящён музыкальному воспитанию, т.к. познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения.
Таким образом, сущностью апробированной программы является объединение трех видов искусства (музыка, литература, художественное творчество) в восприятии детьми, опосредованное познание природы через составление экологической сказки, создание продуктов детского творчества на этой основе, расширение опыта художественно-творческой деятельности детей, закрепление возможностей использования выразительных средств художественного творчества (создание авторской книги).
С целью анализа и оценки результатов нами был проведен контрольный этап опытно-экспериментального исследования.
Сравнительный анализ констатирующего, контрольного срезов показал положительную динамику развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания и показал эффективность разработанной методики.
Таким образом: цель разработки и применения авторской методики достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.