Сайт старшего воспитателя МБОУ гимназии №7 Каргашиловой Елены Ивановны

Практический педагогический опыт применения технологии «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Бизиковой О.А.

Практический педагогический опыт применения технологии «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Бизиковой О.А.

На основе анализа разнообразной литературы было дано психолого-педагогическое обоснование процесса развития диалогического общения у дошкольников. Для выявления уровня подготовленности детей в речевом развитии и осуществления развития диалогической речи детей была построена дальнейшая диагностика.

Диагностика, как специфический вид педагогической деятельности, выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство – найти в каждом ребенке то, что скрыто от других. С помощью диагностических методик воспитатель может с большей уверенностью подойти к коррекционной работе, к исправлению обнаруженных пробелов и недочетов, выполняя роль обратной связи, как важного компонента процесса образования.

Для диагностики были определены методы исследования:

  • методика Н.А. Стародубовой «Основные направления речевого развития дошкольников»;
  • методика А.В. Чулковой «Изучение формирование диалога у дошкольников».

Первый этап диагностики.

Формирование подготовленной диалогической речи. Содержательная сторона обучения: формирование отдельных диалогических навыков. Результативная сторона: дети должны овладеть наиболее типичными фразами речевого этикета, постановкой вопросов, а также умением быстро реагировать на них, вести расспрос, стимулированную беседу, дополнять, изменять реплики.

Второй этап диагностики.

Порождение подготовленной диалогической речи. Предполагает составление детьми диалогов в ситуациях стимулированного общения с опорой на сформированные диалогические навыки. Содержательная сторона: отработка диалогических навыков в ситуациях стимулированного общения. Результативная сторона: дети должны составлять диалог по определенному воспитателем содержанию беседы, опорным словам, плану, теме или описанию речевой ситуации.

В результате проведенного исследования было определено, что на первом этапе диагностики дети показали невысокие результаты, о чем свидетельствуют количество правильных ответов, отраженных в таблице формирования подготовленной диагностической речи.

При разработке содержания экспериментальных заданий руководствовалась необходимостью постановки ребенка в такие условия, в которых он мог бы в полной мере проявить сформированные у него диалогические навыки.

В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки: владение речевым этикетом, запрос информации, составление диалога.

Результаты изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе (октябрь 2017 г.)

«Речевой этикет» : 6 баллов – ответил на все вопросы;

«Запрос информации»: 3 баллов – ответил на все вопросы;

«Составление диалога»: 4 балла – ответил на все вопросы.

Высокий: от 11 – 13 баллов;

Средний: от 7-10 баллов;

Низкий: от 4 -6 баллов.

 Подведение итогов на констатирующем этапе изучения уровней сформированности развития диалогической речи с применением приема классификации показало, что в обследованной группе высокий уровень – у 53% детей; средний уровень – у 27 % детей; низкий уровень – у 20 %.

После каждой диагностики фиксировались ответные реплики детей. Положительным считались ответы, включающий речевой штамп, соответствующий данной диагностики. Дети с низким уровнем развития дали положительные ответы только в нескольких ситуациях, в остальных случаях они, не зная речевого штампа, отказывались отвечать либо называли ее неправильно. Навыки запроса информации дети способны отвечать на различные типы вопросов, однако формулировать их самостоятельно не могут. Вести расспрос отказываются. Навыки составления диалога по картинке дети этого уровня придумать не могут. Составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора, которая отражает содержание картинки. Для детей среднего уровня развития характерно знание речевых штампов лишь в тех ситуациях, которые часто встречаются в повседневном обиходе; приветствие, просьба, извинение, реже – знакомство. Характерны также для этого уровня краткость, свернутость реплики, включающих только речевой штамп. Расширенные реплики дети среднего уровня употребляют значительно реже, обращение к собеседнику в них всегда отсутствует. Кроме того, в ситуации дети называли лишь одну, наиболее распространенную форму этикета и заменить ее аналогичной не смогли. Дети с высоким уровнем характерным для ответов было хорошее знание речевых штампов в предложенных ситуациях, умение заменить некоторые из них аналогичными, использовали реплики сложной структуры, обращений, отсутствие грамматических или синтаксических ошибок в речи.

Проведя диагностическую работу с детьми, я убедилась в целесообразности и актуальности применения технологии Бизиковой О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» в воспитательно-образовательном процессе.

Основные положения технологии

Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.

Цель диалогического общения — поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера.

Задачи диалогического общения:

  • освоение языка как средства общения;
  • установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных - речевых и неречевых средств;
  • овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи;
  • установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).

В рамках социально-коммуникативного и речевого развития диалог выступает как основная форма общения. Такое общение характеризуется несогласованной речевой активностью детей. Здесь не преследуется задача обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата. Прежде всего удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи со сверстниками.

Очень важен целостный подход к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Педагогу следует обращать внимание на овладение детьми невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, пантомимики), правильную лексическую и грамматическую направленность в общении, а также воспитание звуковой культуры речи (чистое произношение, четкую дикцию, интонационную выразительность).

Обучение диалогическому общению осуществляется в процессе бесед, различных игр, инсценировок, драматизаций, занятий продуктивной деятельностью.

Необходимо подбирать конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта, а также инициировать речевое творчество.

Приемы, стимулирующие диалогическую речь:

  • сюрпризное появление игрушек, предметов;
  • обследование предметов, их свойств;
  • инсценировки, драматизации;
  • беседы на темы из личного опыта;
  • свободное пользование материалами (картинками, красками, цветной бумагой, кубиками), интересными костюмами для ряжения, элементами декораций и пр.

Последовательность реализации технологии

Цель - научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

Этапы технологии:

 Предварительный     -        обогащение        речевого    опыта детей разнообразными видами дилогических реплик.

На этом этапе важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К ним относятся: 

- речь окружающих людей;

- художественная литература;

- кукольные и игровые спектакли, фильмы.

1 этап - заимствование готовых реплик. Используются игры и игровые приемы в процессе развития диалогической речи. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, потешек, рассказов, игр, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. 

Например:

потешки «Где ты, брат Иван?», «Тит, иди молотить», «Ты пирог съел?», «Здравствуй, Филя!» и др.;

стихотворения «Сапожник» (Польская песенка, в обработке Б. Заходера), «Кошка» (Г. Сапгир), «Хозяйка и кот» (В. Левановский), Ю. Черных «Кто пасется на лугу?», А. Барто «Я знаю, что можно придумать...», А. Берлов «Лягушонок» и др.;

рассказы «Божья коровка» К. Ушинского, «Хочу быть слоненком» Г. Остера и др.;

дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами: «Почта», «Фанты», «Вот так». «Король», «Коршун», «Краски», «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Передай письмо», «Волшебный ключ» и др.

Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

2 этап - формирование умения пользоваться не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). 

Рекомендуются театральные игры, пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений. 

Например:

народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка) и др.;

диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации. 

3 этап - побуждение к самостоятельному построению диалогических реплик.

Используются     игры,         которые     должны      побуждать          детей          к самостоятельному построению диалогических реплик. 

Рекомендуются словесные игры без готовых текстов, телефонные игры импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. 

Например, игры: 

- «Да и нет» (какой предмет животное или растение «спрятано» в волшебном сундучке), 

- «Вопросы с подсказкой» (использование моделей (цвет, форма, часть предмета и т.д.);

- «Назови родителей» (Один из игроков берет картинку с изображением животного и, образовывая слово, называющее его детеныша, побуждает товарищей назвать его маму или папу);

«Любимые места города» (одни дети описывают какую-либо достопримечательность города, не называя ее, а другие угадывают, высказывая предположения);

- «Угощение» (выражать благодарность, принимая угощение, или вежливо от него отказываться) и др.

В них дети усиливают реплики, при помощи которых учатся высказывать свою точку зрения, суждение, мнение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение. 

Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы: 

1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик); 

2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику. 

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

Содержание деятельности по применению технологии дополнено авторскими педагогическими разработками Каргашиловой Е.И. и представлено через организацию совместной деятельности с детьми, на занятиях, прогулках, а также с помощью познавательного материала рабочей тетради Т.С. Перегудовой: «Поговорим о том о сём... Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста. ФГОС» (Издательство: С.Пб. Детство-Пресс, 2017 г.)

Совместная деятельность:

1.Рассказывание по картине «Дети идут в школу»

Цель: Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу»; учить составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении.

Ход занятия: 

- Рассмотрите картинки «Дети идут в школу». 

-Какое время года изображено?

- Кто изображен на картинках?

-Что делают дети? Куда они идут?

- Как они одеты? Что они несут в руках?

- Почему дети идут с цветами?

- Кто их ждет в школе?

- Зачем они идут в школу?

- Кого называют первоклассниками?

Послушайте стихотворение А. Барто «В школу».

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали,

А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,

Что стоит он у доски

И не может он на карте

Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

-Составьте свой рассказ по картине

Вывод: дети, рассмотрев картину, составляли интересные рассказы. Рассказы получались в основном короткие, но видно было, как детям очень интересно, они очень старались.     

 2. Рассказывание на самостоятельно выбранную тему.  

Цель: Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему.  

Ход: Воспитатель обращается к детям:       

-Вспомните, как на одном занятии мы говорили о веселом зайчике. Настроение у зайчика было хорошее, и вы называли его радостным, шустрым, улыбающимся. А сегодня вы будете придумывать рассказ о зайчике. Какой у вас будет зайчик? (Храбрый, отважный). А сейчас подберите слова, противоположные по смыслу (трусливый, пугливый…). Опрашивается несколько детей.

Теперь расскажите нам свою сказку. Как вы ее назвали? Заслушивается 5 рассказов.

Вывод: в ходе занятия дети активно отвечали. Им было очень интересно. Дети пытались не копировать рассказы других детей, каждый пытался сочинить что-то свое, необычное, сказочное. Особенно мне понравился рассказ Карины П., она сочинила рассказ, про зайчика по имени Клубничка. Своим подружкам она предложила роли в рассказе, они с радостью ей помогли. У девчат получилась интересная сказочная история.

3. Беседа по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».

Цель: формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом (связная речь).

Ход: Воспитатель привлекает внимание детей к картине.

-Сегодня мы с вами рассмотрим картину Левитана «Весна. Большая вода».

-Как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну?

-Что художнику казалось интересным, красивым?

-Почему Левитан так назвал свою картину?

Воспитатель читает отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Лесные картинки»:    

Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями веселые ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!». Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!».   

-О какой весне говорится в этом рассказе?

-Какими словами автор называет весну?

-Придумайте определение к слову «весна». Придумайте определение к слову «лес». Какой он?

-А черемуха какая? Какие определения вы можете подобрать к слову «ручеек»? С чем его можно сравнить?   

Вывод: в беседе по картине И. Левитана «Весна. Большая вода», было видно, как дети заинтересовались, все активно рассказывали о весне. Дети пытались передать настроение художника словом, но не у всех это получалось.   

4. Работа с подгруппой детей. Игра «задумай слово».   

Цель: активизировать употребление прилагательных, упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову, учить определять предмет по его основным признакам. Связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему.  В игре можно использовать мяч.

Ход работы: Проводится игра «Задумайте слово».

-Нужно задумать всем знакомое, понятное слово. Но, сначала отгадайте, какое слово задумала я: комната, где занимаются ученики в школе. Что это? (класс). А вот еще: маленький, упругий шар для игры? (Мячик). Далее слова задумывают дети.  

Вывод: Эта игра детей очень заинтересовала. Они активно определяли предмет по его признакам.  Вопросы были разнообразны. Особенно отличились Ярослав И., Мила В., Соня А., Тимур И., Карина П. Затруднялся Алёша Б., он не задал ни одного вопроса.

  5. Индивидуальная работа: отгадывание загадок на тему «Явления природы».               

-Индивидуальная работа с Кириллом Н., Алёшей Б., Витей В.

Цель: формировать умение составлять рассказ по предметным картинам; подбирать синонимы и антонимы.   

Ход: 

- Отгадай загадки и найди изображение природного явления на картинках.

Утром бусы засверкали,  

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,                

Ищем, ищем - не найдем. (Роса.)                                                            

Пушистая вата

Плывет куда- то,

 Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.  (Облака.)

Седой дедушка у ворот                

Всем глаза заволок. (Туман.)                                

 Раскаленная стрела                       

Дуб свалила у села. (Молния.)

Что, дотронувшись едва

Превращает в дым дрова? (Огонь.)

Вода по воде плавает. (Лед.)  

Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой. (Снег.)

-Назови явления природы, которые можно наблюдать только летом. Какие явления можно наблюдать только зимой.  

Вывод: с заданием дети справились хорошо, отгадали все загадки, и нашли изображения природного явления на картинке, ответив на оба вопроса.   

6. Занятие на тему: Пересказ текста К. Ушинского «Четыре желания».

Цель: Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно, 

развивать связную речь детей, придумывать предложения.  

Ход занятия: 

- Расскажите о временах года. Расскажите о развлечениях и радостях, которые приносят зима, весна, лето, осень. Чем радует вас зима? А чем радует весна? лето? осень? Я думаю, что вам будет интересно послушать рассказ «Четыре желания».  Воспитатель читает детям художественное произведение.

-Какие четыре желания высказал Митя?

-Когда он пожелал, чтобы все зима была?

-А когда захотел, чтобы все весна была?

-После чего Митя поделился с отцом третьим своим желанием - чтобы лету конца не было?

-Когда Мите захотелось, чтобы осени конца не было? (Когда Митя собрал в саду яблоки и груши.)

-Что привлекло Митю в каждом из времен года? Назовите признаки каждого из времени года. 

-Какое время года любите вы? Почему?   

Вывод: после проведенной совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми, на занятии ребята делали большие успехи. Они активно работали, строили предложения и пересказывали рассказ. Особенно отличилась Соня А., её пересказ был самым интересным и выразительным. 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Медиа
С Днём дошкольного работника 2023
С Днём...
Новые статьи
17 апреля 2024
Заседание муниципального методического объединения старших воспитателей
12 апреля 2024
День космонавтики отметили в дошкольном отделении
22 марта 2024
Региональный семинар-практикум для музыкальных руководителей
16 марта 2024
Широкую Масленицу отметили в дошкольном отделении
16 марта 2024
Семейный кулинарный конкурс на лучший рецепт блинов "Блинный хоровод"
17 февраля 2024
Четвёртое занятие трека "Орлёнок - Спортсмен" регионального проекта "Орлята - Дошколята" в подготовительной к школе группе
17 февраля 2024
"Весёлые старты"
13 февраля 2024
"Басни дедушки Крылова"
8 февраля 2024
Информационный час, посвящённый Дню Российской науки в МБОУ гимназии №7
8 февраля 2024
"Сто затей для друзей"
1 февраля 2024
Открытие трека «Орлёнок - Спортсмен»
28 января 2024
"Путешествие по Чеховским произведениям" - художественно - музыкальное мероприятие для старших дошкольников
29 декабря 2023
Профсоюзный конкурс "Новогоднее настроение - 2023" на лучшее новогоднее оформление дошкольных учреждений
15 декабря 2023
Муниципальный семинар для руководителей дошкольных отделений «Использование инновационного оборудования в рамках проекта "Предшкола"
9 декабря 2023
"День неизвестного солдата в России"