Сайт старшего воспитателя МБОУ гимназии №7 Каргашиловой Елены Ивановны

Педагогический проект «Удивительный мир Танграма»

Педагогический проект «Удивительный мир Танграма»

Паспорт педагогического проекта (см. таблицу 1)

Таблица 1

Тема проекта «Удивительный мир Танграма»
Актуальность В настоящее время наблюдается недостаточный уровень сформированности предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста. Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель Активизация коммуникативной, познавательной, творческой и физической активности детей; формирование предпосылок развития функциональной грамотности, учебной и умственной деятельности.
Задачи

- развивать наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику и конструктивные способности детей на примере выкладывания контурных изображений из комплекта геометрических фигур Танграм;

- учить детей делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;

- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- развивать поисково – познавательную деятельности детей путём создания мультипликационного фильма;

- совершенствовать двигательные навыки в нестандартных игровых ситуациях;

- способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Реализация педагогической технологии Технология проектной деятельности направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, соответствует всем требованиям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с интеграцией в другие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приёмы  - практические (игровые);

- моделирование;

- экспериментирование;

- метод решения логических задач;

- эксперименты и опыты;

- элементарный анализ (синтез, сравнение);

- конструирование.

Тип Исследовательско-творческий проект.
Сроки реализации Среднесрочный проект - 6 недель.
Участники проекта Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет), воспитатель группы, родители.
Социальный эффект педагогического проекта и предполагаемый у воспитанников результат - проявляют интерес к играм-головоломкам;

- стремятся к достижению поставленной цели;

- самостоятельно преодолевают трудности в решении познавательных задач;

- умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации;

- умеют дружно работать в команде, помогать товарищу.
Продукт проектной деятельности - картотека к игре-головоломке «Танграм»;

- выставка детского творчества: мозаика из геометрических фигур «Танграма»;

- изготовление поздравительных открыток с использованием мозаики из геометрических фигур «Танграма»;

- конспекты занятий и 4 видеоролика совместной деятельности педагога с детьми, соответствующие всем требованиям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с интеграцией в другие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»;

- мультфильм по мотивам рассказа «Четыре желания» К.Д. Ушинского с использованием пособия Танграм;

- презентация проекта в программе Power Point.
Перспективы дальнейшего развития педагогического проекта Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности продолжения реализации проекта. Перспективы дальнейшей работы связаны с развитием содержания предметно-пространственной среды; разработкой конспектов педагогических мероприятий с детьми; расширением территории и увеличением контингента участников, организаторов (педагоги и воспитанники старшего дошкольного возраста, учителя и учащиеся начального образования МБОУ гимназии №7); внедрением «умного оборудования» проекта Предшкола: стандарт детского сада.
Ресурсы реализации педагогического проекта
  • информационные: интернет, книги;
  • социальные: дети, родители, педагог;
  • финансовые (не предусмотрены);
  • материально – технические:

- компьютер, проектор, портативная колонка, флешкарта;

- игровые напольные модули «Танграм»;

- комплекты дидактических игр «Танграм»;

- схемы-модели, карточки, дидактические пособия по теме.

Литературные источники

1.      Евгения Кац «Танграм. Сказка с заданиями» МЦНМО, 2018г.

2.      В. Надеждина «Танграм. 1000+1 фигура» АСТ, Харвест, 2020г.

3.      Савченко М. В. «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» // Современные проблемы науки и образования. – 2021г. № 4.

Этапы реализации проекта

I этап. Организационный (01.02.2023г. - 08.02.2023г.)

  • анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
  • определение цели и задач;
  • составление поэтапного плана работы;
  • изучение и подбор программно - методического материала по направлению работы;
  • подбор необходимого оборудования, атрибутов для игр и занятий для практического обогащения проекта;
  • определение тематики и разработка конспектов педагогических мероприятий с детьми;
  • проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников; привлечение родителей к сотрудничеству. 

 II этап. Основной (09.02.2023г. - 10.03.2023г.) – см. таблицу 2

Таблица 2

Основное содержание педагогического проекта
Дата Цель Название мероприятия Участники Результат
Перспективное планирование реализации проекта по работе с детьми 
09.02.2023 Выявление знаний детей об игре-головоломке «Танграм». Проведение вводной беседы «Знакомство с головоломкой «Танграм» (история возникновения, суть и назначение игры, из чего состоит, правила игры). Воспитанники подготовительной к школе группы; воспитатель.  Дети проявили интерес к игре «Танграм».
10.02.2023 Развитие внимания, памяти, воображения.

- Составление узоров по схемам-моделям (от простого к сложному).

- Составление фигуры из двух-трех элементов (из треугольников составить квадрат, трапецию).
Воспитанники подготовительной к школе группы; воспитатель.  Дети закрепили знания о геометрических фигурах и их свойствах; рассуждали математическими символами.
13.02.2023 Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами. Упражнения по складыванию фигурок по заданному примеру. (В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки). Воспитанники подготовительной к школе группы; воспитатель. 

Дети проявили познавательную активность, творческую инициативу, старались преодолевать трудности в совместной с воспитателем и в самостоятельной деятельности.

14.02.2023 Развитие гибкости мыслительных процессов.

Самостоятельное экспериментирование детей с геометрическими фигурами головоломки «Танграм».

Воспитанники подготовительной к школе группы; воспитатель.  Дети использовали игровые ситуации – задания для решения логических задач.
15.02.2023 Активизация познавательной активности детей; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.

Педагогическое мероприятие с детьми «Азбука для Буратино» (образовательная область: «Познавательное развитие»)

Воспитанники подготовительной к школе группы; воспитатель.  Дети научились делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
22.02.2023 Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников через знакомство с основами мультипликации. Педагогическое мероприятие с детьми «Создание мультфильма по мотивам рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» (образовательная область: «Речевое развитие»). Воспитанники подготовительной к школе группы; воспитатель.  Дети создали мультфильм из комплекта геометрических фигур «Танграм» в процессе поисково – познавательной деятельности.
01.03.2023 Активизация творческой, познавательной, коммуникативной активности детей.

Педагогическое мероприятие с детьми «Путешествие в подводный мир Танграма» (образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»).

Воспитанники подготовительной к школе группы; воспитатель.  Дети расширили конструктивные способности с помощью выкладывания изображений морских обитателей из комплекта геометрических фигур «Танграм».
06.03.2023 Совершенствовать двигательные навыки в нестандартных игровых ситуациях

Педагогическое мероприятие с детьми «Добрые дела спортивной страны Танграма» (образовательная область: «Физическое развитие»).

Воспитанники подготовительной к школе группы; воспитатель.  Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
07.03.2023 Создание условий для развития логического мышления, познавательных способностей детей в процессе творческой деятельности. Итоговое мероприятие «Подарок маме» при помощи мозаики из геометрических фигур игры «Танграм». Воспитанники подготовительной к школе группы; воспитатель. 

Дети подготовили подарок мамам на 8 Марта из комплектов картонных геометрических фигур игры «Танграм».

Перспективное планирование реализации проекта по работе с родителями
03.02.2023 Создать в детском саду необходимые условия для развития сотрудничества с семьями воспитанников.

Консультация «Танграм для дошкольников – развивающая головоломка».

Воспитатель. Родители проявили интерес к игре-головоломке «Танграм».
03.02.2023 Создание условий для повышения компетентности родителей воспитанников в вопросах образования и воспитания. Оформление информационного стенда для родителей «Как привлечь ребенка и изготовить игру-головоломку «Танграм» в домашних условиях». Воспитатель. Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в воспитательно-образовательном процессе ОО.
17.02.2023 - 22.02.2023 Вовлечение родителей в образовательный процесс группы. Участие в акции «Плоскостное моделирование в развивающей игре «Танграм». Родители / законные представители подготовительной к школе группы №46; воспитатель группы.

Дети вместе с родителями составили по собственному замыслу картинки - мозаики из геометрических фигур игры  «Танграм».

27.02.2023 Познакомить родителей с итогами реализации проекта.

Презентация проекта на родительском собрании.

Родители / законные представители подготовительной к школе группы №46; воспитатель группы.

Родители отметили успешность освоения детьми игры «Танграм» и актуальность её применения в образовательном процессе.
Перспективное планирование реализации проекта по работе с педагогами
15.02.2023 Формировать готовность педагогов к использованию пособия «Танграм» в организации образовательной деятельности. Консультация «Использование игры-головоломки «Танграм» для развития предпосылок формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста». Педагоги дошкольного отделения МБОУ гимназии №7. Педагоги проявили заинтересованность и желание применить на практике игру – головоломку «Танграм».
28.02.2023 Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством формирования их мотивации к самообразованию.

Выступление на региональном семинаре "Функциональная грамотность-как основа преемственности непрерывного образования" на базе МБОУ гимназии №7.

Мастер – класс для педагогов «Экспериментальная деятельность в развитии функциональной грамотности дошкольников и младших школьников».
Воспитатель Шатилова С.В., ст. воспитатель Каргашилова Е.И., педагоги общеобразовательных организаций Московской области. Педагоги отметили развитие предпосылок функциональной грамотности детей с помощью внедрения в практическую деятельность пособия «Танграм».
01.03.2023 Развитие профессиональных компетенций, научно – творческой деятельности педагога. Публикация конспекта занятия «Путешествие в подводный мир Танграма» в методическом электронном сборнике «Педагогические инновации» МБОУ ДПО УМЦ г.о. Чехов Воспитатель Распространение педагогического опыта, формирование единого информационного образовательного пространства.
01.03.2023 - 10.03.2023 Повышение качества образовательного процесса через обновление содержания самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого в соответствии с ФГОС ДО. Участие в региональном конкурсе по использованию пособия Танграм в работе с дошкольниками «Семь дощечек мастерства» Московского областного центра дошкольного образования (ГГТУ) г.о. Орехово-Зуево. Воспитанники подготовительной к школе группы №46, воспитатель Шатилова С.В., ст. воспитатель Каргашилова Е.И. Итоги конкурса – 16.03.2023г. 

III этап. Результативный (13.03.2023г. - 15.03.2023г.)

Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: успешность освоения игры «Танграм» в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многократном использовании пособия «Танграм», можно смело утверждать, что:

  • почти все дети группы (98%) знакомы с приёмами сравнения, анализа, классификации;
  • большинству (86%) понятны способы использования логических игр и применение их на практике;
  • примерно 92% детей испытывают устойчивый интерес к играм-головоломкам;
  • возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;
  • дети не всегда достигают нужного результата, но применяют максимум усилий для его достижения;
  • работа по развитию мышления на основе игры- головоломки «Танграм» уже стала приносить свои плоды: дети стали более активными и рассудительными.

Исследовав практическое применение «Танграма» в воспитательно-образовательном процессе детского сада, я пришла к выводу, что эта головоломка способствует развитию компетенций, определяющих функциональную грамотность:

  • коммуникативность – навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;
  • креативность – способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение;
  • критическое мышление – решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;
  • координация – лидерство, работа в команде, сотрудничество.

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Танграм в этом – отличный помощник! Функциональная грамотность – это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.

IV этап. Презентационный (16.03.2023г.) Защита педагогического проекта (создание презентации в программе Power Point) в МБОУ ДПО УМЦ г.о. Чехов.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Медиа
С Днём дошкольного работника 2023
С Днём...
Новые статьи
12 июня 2024
"Мы - россияне!"
6 июня 2024
Пушкинский день в дошкольном отделении
1 июня 2024
"Здравствуй, тёплое, цветочное Лето!"
27 мая 2024
У старших дошкольников по всей стране завершился трек «Орлёнок-Спортсмен»
24 мая 2024
Выпуск - 2024
23 мая 2024
Итоговый педагогический совет
9 мая 2024
"Этот День Победы"
5 мая 2024
Дошколята встретили праздник Светлой Пасхи
17 апреля 2024
Заседание муниципального методического объединения старших воспитателей
12 апреля 2024
День космонавтики отметили в дошкольном отделении
22 марта 2024
Региональный семинар-практикум для музыкальных руководителей
16 марта 2024
Широкую Масленицу отметили в дошкольном отделении
16 марта 2024
Семейный кулинарный конкурс на лучший рецепт блинов "Блинный хоровод"
17 февраля 2024
Четвёртое занятие трека "Орлёнок - Спортсмен" регионального проекта "Орлята - Дошколята" в подготовительной к школе группе
17 февраля 2024
"Весёлые старты"